будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Страна
Своекоштный Петр

Буриданов футбол

Буриданов футбол
football-2018
Виталий Мутко. Источник: Фото: world2018.ru

Аналитики одного из самых влиятельных международных рейтинговых агентств Standard & Poor’s опубликовали очередное пугающее предсказание по поводу российской экономики. Не первое, конечно, и уж точно не последнее. Но новый отчет — не самый обычный экономический прогноз. Он касается исполнения обязательств по проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года.

К теме международного престижа российские власти всегда относилась с трепетом, и действующее правительство не является исключением. Расходы на организацию таких мероприятий, как саммит АТЭС, Универсиада в Казани или Олимпиада в Сочи имеют обыкновение заметно расти в процессе подготовки. Но средства на них, пусть и не без труда, всегда находили.

На статусные мероприятия принято тратить «сверх плана», и трудно представить, что на этот раз власти позволят себе сократить запланированную «широту размаха». Тем не менее, доклад S&P предупреждает именно об этом: выделяемых средств не хватит на то, чтобы должным образом модернизировать инфраструктуру и подготовить спортивные объекты.

По мнению экспертов, именно от уровня развития инфраструктуры зависит «качество проведения» мероприятия. Очевидно, что этот показатель в первую очередь будут оценивать туристы и иностранная пресса. От этого зависит и престиж страны, ради которого, по большому счету, все и затевалось.

Россия выиграла право на проведение чемпионата в 2010 году. Изначально в список городов которые, предположительно, должны были принимать матчи ЧМ-2018, входили Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саранск, Волгоград, Ростов-на-Дону, Сочи, Краснодар и Екатеринбург. Однако этот список не раз становился предметом дискуссии спортивных аналитиков. Повод для сомнений давала «степень готовности» спортивных объектов.

Осенью 2012 года министр спорта Виталий Мутко признал, что некоторые города действительно «имеют проблемы» и могут быть лишены права на проведение спортивного мероприятия. В итоге из списка были исключены Краснодар и Ярославль, и сейчас к Чемпионату мира-2018 готовятся 11 городов: десять — на европейской территории России и один — в Сибири.

Для оценки финансовых возможностей этого «окончательного списка» аналитики S&P выбрали простые финансовые ориентиры. Они выяснили «расходные требования», объявленные властями этих городов, суммировали их и сравнили с оценкой совокупного бюджета ЧМ-2018, озвученной федеральным правительством.

Эта нехитрая операция привела к неожиданным результатам. Ожидаемые затраты на местах превышают федеральные планы в два раза. Правительство страны заявляло сумму расходов на уровне 660 миллиардов рублей (около 22 миллиардов долларов). Этот показатель и так мог бы стать самым крупным за всю историю проведения чемпионатов. Но местные власти подняли планку до 1,2-1,3 триллиона рублей (40-43 миллиарда долларов).

Если эта сумма действительно будет потрачена, то рекорд России, по всей видимости, еще долго не будет побит. Об этом свидетельствуют статистические данные за последние десять лет, которое агентство приводит в отчете. В 2002 году Япония и Южная Корея вместе потратили на проведение Чемпионата мира 7,7 миллиарда долларов, Германия в 2006 году — 7 миллиардов, ЮАР в 2010 — 6 миллиардов. Пока рекорд по затратам принадлежит Бразилии, которая станет хозяйкой ЧМ в 2014 году: эта страна потратила на мероприятие 13,6 миллиарда долларов.

Эксперты S&P убеждены, что России придется уменьшить аппетиты. Требуемый уровень расходов не обеспечат ни городские бюджеты, ни областные. Кредиты, к которым могут прибегнуть региональные власти, тоже не решат проблемы, поскольку для многих областей даже половина требуемой суммы превышает законодательные ограничения размеров долга.

Единственный выход — помощь федерального правительства. Но и здесь возникают определенные сложности. В ходе предвыборной кампании в одной из «программных статей», посвященных социальным вопросам, Владимир Путин пообещал заоблачные расходы на повышение зарплат бюджетникам. Планируется поднять стипендии до уровня «прожиточного минимума студентов», ввести дополнительные пособия при рождении второго ребенка, а размер зарплат врачей, преподавателей вузов и научных работников поэтапно довести до 200% от «среднего по экономике региона».

И все это — как раз к 2018 году, когда должен состояться Чемпионат мира и истечь третий срок президентских полномочий Путина. Сложности при реализации предвыборных обещаний возникли при сведении бюджета в первый же год «третьего срока», и за это ряд министров получили выговоры.

По подсчетам Центра макроэкономических исследований Сбербанка, общая сумма расходов только на социальную сферу за шесть лет составит 5,1 триллиона рублей. А ведь на повестке дня еще масштабное перевооружение армии. На этом фоне найти дополнительные 600 миллиардов рублей для обеспечения запросов городов, принимающих ЧМ-2018, будет крайне затруднительно.

Аналитики агентства Standard & Poor's обращают внимание, что в «расходных требованиях» регионов подготовка стадионов занимает лишь незначительную часть. Например, в Самаре из 340 миллиардов рублей, требуемых для подготовки спортивного мероприятия, на подготовку стадиона будет потрачено всего 11 миллиардов, в Калининграде на эти цели уйдет 10 миллиардов из 200, а в Екатеринбурге - 11,5 из 161 миллиарда.

Оставшиеся средства должны были пойти на инфраструктурные проекты, но эксперты считают, что федеральному правительству в нынешних экономических условиях неизбежно придется выбирать между двумя статьями затрат. По мнению аналитиков, сокращать социальные программы ради обеспечения подготовки к ЧМ-2018 власти страны не решатся, поскольку эта составляющая бюджетных расходов является «политически чувствительной».

Кроме того, стоит учитывать, что перспективы и социальная эффективность вложений, связанных с организацией спортивных мероприятий, в России является неопределенной. Даже в многомиллионном Пекине после Олимпиады 2008 года многие спортивные объекты были заброшены. Конечно, Владимир Путин считает, что популярность спорта в России будет только расти, и к 2015 году в той или иной форме спортом регулярно будет заниматься до 70% населения страны. Но осуществимость этой задачи с учетом демографических показателей вызывает определенные сомнения.

К тому же, федеральное правительство не может не осознавать того факта, что огромные затраты на инфраструктуру (где, порой, сложно сразу отследить эффективность расходования средств), будут сопровождаться и масштабным казнокрадством. С фактами коррупции и завышения стоимости строящихся объектов власти столкнулись и при проведении саммита АТЭС, и при подготовке сочинской Олимпиады. К сожалению, в России не бывает иначе. Поэтому можно предположить, что эти явления тоже снижают желание федерального центра полностью удовлетворять финансовые аппетиты городов, принимающих Чемпионат мира.

«Текущая ситуация может поставить правительство перед трудным выбором между финансированием большей части расходов на проведение ЧМ (включая расходы на развитие неспортивной инфраструктуры) из федерального бюджета за счет других федеральных программ и сокращением бюджета чемпионата до минимально уровня. Последнее может привести к снижению относительно высоких текущих стандартов проведения международных мероприятий в России и, возможно, к возникновению репутационных рисков», - заключают эксперты.

Своекоштный Петр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).