Обнародованы уточнения по расходным статьям проекта российского бюджета на 2019-2021 годы. В частности, в нем запланирован рост расходов на социальную сферу, оборонку, развитие инфраструктуры, а также и на выплаты чиновникам, именуемые «мотивацией госслужащих».
Действительно, уточненные правительством России размеры расходов бюджета на ближайшие три года оказались больше по ряду статей, в первую очередь социальных. Речь идет, к примеру, о появлении пособий по безработице для так называемых «предпенсионеров», которых, по мнению многих экспертов, в связи с увеличением на пять лет возраста выхода россиян на пенсию, могут начать увольнять достаточно активно заранее, чтобы в дальнейшем не нести ответственности за увольнение тех, кого запрещено увольнять по закону.
Кабмин рассмотрел проект бюджета на заседании 20 сентября. Интересно, что бюджет стал профицитным впервые с 2014 года. Как пишет газета «Коммерсантъ», документ был принят; о его принятии журналистам cообщил вице-премьер Виталий Мутко.
Кроме того, как сообщает информационное агентство ТАСС, в повестке заседания оказались также законопроекты о бюджете Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования на 2019-2021 годы, поправки о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса, поправки в закон о МРОТ и проект закона о тарифах обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019-2021 годы.
Предполагается вместе с этими законопроектами обсуждать прогноз социально-экономического развития РФ на 2019-2021 годы и аналогичный прогноз на период до 2024 года. В повестке заседания также значится обсуждение проектов основных направлений таможенно-тарифного регулирования и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2019-2021 годы.
Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы», полагает, что бюджет на 2019-2021 годы можно назвать «бюджетом развития» только с оговорками: развитие он явно предполагает пусть поступательное, но медленное; откуда в нем могут взяться средства для прорывов, учитывая возможные проблемы наподобие введения новых санкций и падения цен на нефть, неясно; и, в общем, бюджет показывает, что приоритетом для российской власти по-прежнему являются оборона, безопасность и социальная сфера.
В беседе с «Полит.ру» он объяснил, какие именно особенности бюджета заставили его прийти к подобным выводам.
«Фундаментальные условия функционирования российской экономики ни в краткосрочном, ни в среднесрочном, ни даже в долгосрочном периоде существенно не изменятся. Никаких институциональных изменений не предвидится. Поэтому, когда я почитал о бюджете, – а там есть в том числе прогноз на курс рубля, – меня несколько смутил неизменный прогнозный курс российской валюты.
Ожидается, что курс вернется к уровню 63-64 рубля за доллар и в дальнейшем будет ослабляться темпом, близким к инфляционному дифференциалу. Но мне кажется странным бюджет на фоне текущего курса и на фоне ожиданий относительно цен на нефть (а сейчас много говорят о том, что цены на нефть достигли максимума и что в перспективе они могут начать снижаться до уровня примерно 50-55 долларов за баррель к 2024 году). Потому что возникает вопрос, откуда будет профицит бюджета и каким образом будет удерживаться курс рубля», – отметил Константин Калачев.
«Данный бюджет трудно назвать бюджетом развития, и не очень понятно, каким образом будет совершаться некий прорыв. А главное: я, конечно, рассматривал бюджет сейчас с позиции экономиста, но мне кажется, даже среднему обывателю понятно, что при таких параметрах бюджета ждать какого-то бурного экономического роста не приходится. И уж тем более – не приходится ждать прорыва. И потом: в бюджет не заложены никакие риски – какие-либо экономические шоки, геополитические проблемы, которые нарастают. Бюджет исходит из того, что все остается как сейчас. Что далеко не очевидно.
Если все-таки считать это бюджетом развития, то имеется в виду развитие поступательное, но медленное. Не факт, что темпами выше среднемировых – скорее все-таки наоборот, ниже. Честно говоря, я не очень верю в прогнозы по поводу ускорения темпов роста российской экономики до 3,1% к 2021 у году. И потом: мы, опять-таки, исходим из нынешних темпов экономического роста, а предполагается, что они будут замедляться. Ну и, опять-таки, даже если они будут замедляться, то по прогнозу в 2024 году среднемировые темпы составят 3,2%, а у нас они ожидаются на уровне 3,1%. То есть все равно меньше, чем надо.
В общем, ясно, что чем-то надо жертвовать, но совершенно очевидно, что российское руководство не готово пожертвовать интересами тех, на кого оно опирается, кого воспринимает в качестве своей социальной опоры. А это не только бюджетники – учителя и врачи. Нет, это и силовые структуры, армия, и аппарат управления, чиновники. Словом, если подводить итог: ничего прорывного в этом бюджете я не вижу», – заключил Константин Калачев.
Добавим: спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил журналистам, что нижняя палата парламента планирует рассмотреть проект бюджета в первом чтении 24 октября, во втором – 14 ноября, в третьем – 20 ноября.