будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
безработица госбюджет демография правительство социальная политика
Июль 4, 2025
Страна
Калачев Константин

Бюджет медленного развития

Бюджет медленного развития
600-450_cgiQrAY
Заседание кабинета министров. Источник: government.ru

Обнародованы уточнения по расходным статьям проекта российского бюджета на 2019-2021 годы. В частности, в нем запланирован рост расходов на социальную сферу, оборонку, развитие инфраструктуры, а также и на выплаты чиновникам, именуемые «мотивацией госслужащих».

Действительно, уточненные правительством России размеры расходов бюджета на ближайшие три года оказались больше по ряду статей, в первую очередь социальных. Речь идет, к примеру, о появлении пособий по безработице для так называемых «предпенсионеров», которых, по мнению многих экспертов, в связи с увеличением на пять лет возраста выхода россиян на пенсию, могут начать увольнять достаточно активно заранее, чтобы в дальнейшем не нести ответственности за увольнение тех, кого запрещено увольнять по закону.

Кабмин рассмотрел проект бюджета на заседании 20 сентября. Интересно, что бюджет стал профицитным впервые с 2014 года. Как пишет газета «Коммерсантъ», документ был принят; о его принятии журналистам cообщил вице-премьер Виталий Мутко.

 
Виталий Мутко / Никеричев Андрей/АГН "Москва"

Кроме того, как сообщает информационное агентство ТАСС, в повестке заседания оказались также законопроекты о бюджете Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования на 2019-2021 годы, поправки о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса, поправки в закон о МРОТ и проект закона о тарифах обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019-2021 годы.

Предполагается вместе с этими законопроектами обсуждать прогноз социально-экономического развития РФ на 2019-2021 годы и аналогичный прогноз на период до 2024 года. В повестке заседания также значится обсуждение проектов основных направлений таможенно-тарифного регулирования и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2019-2021 годы.

 
Работники таможни / mskagency.ru

Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы», полагает, что бюджет на 2019-2021 годы можно назвать «бюджетом развития» только с оговорками: развитие он явно предполагает пусть поступательное, но медленное; откуда в нем могут взяться средства для прорывов, учитывая возможные проблемы наподобие введения новых санкций и падения цен на нефть, неясно; и, в общем, бюджет показывает, что приоритетом для российской власти по-прежнему являются оборона, безопасность и социальная сфера.

В беседе с «Полит.ру» он объяснил, какие именно особенности бюджета заставили его прийти к подобным выводам.

 
Константин Калачев

«Фундаментальные условия функционирования российской экономики ни в краткосрочном, ни в среднесрочном, ни даже в долгосрочном периоде существенно не изменятся. Никаких институциональных изменений не предвидится. Поэтому, когда я почитал о бюджете, – а там есть в том числе прогноз на курс рубля, – меня несколько смутил неизменный прогнозный курс российской валюты.

Ожидается, что курс вернется к уровню 63-64 рубля за доллар и в дальнейшем будет ослабляться темпом, близким к инфляционному дифференциалу. Но мне кажется странным бюджет на фоне текущего курса и на фоне ожиданий относительно цен на нефть (а сейчас много говорят о том, что цены на нефть достигли максимума и что в перспективе они могут начать снижаться до уровня примерно 50-55 долларов за баррель к 2024 году). Потому что возникает вопрос, откуда будет профицит бюджета и каким образом будет удерживаться курс рубля», – отметил Константин Калачев.

«Данный бюджет трудно назвать бюджетом развития, и не очень понятно, каким образом будет совершаться некий прорыв. А главное: я, конечно, рассматривал бюджет сейчас с позиции экономиста, но мне кажется, даже среднему обывателю понятно, что при таких параметрах бюджета ждать какого-то бурного экономического роста не приходится. И уж тем более – не приходится ждать прорыва. И потом: в бюджет не заложены никакие риски – какие-либо экономические шоки, геополитические проблемы, которые нарастают. Бюджет исходит из того, что все остается как сейчас. Что далеко не очевидно.

 
Производство железобетонных изделий / АГН "Москва" / фото: Зыков Кирилл

Если все-таки считать это бюджетом развития, то имеется в виду развитие поступательное, но медленное. Не факт, что темпами выше среднемировых – скорее все-таки наоборот, ниже. Честно говоря, я не очень верю в прогнозы по поводу ускорения темпов роста российской экономики до 3,1% к 2021 у году. И потом: мы, опять-таки, исходим из нынешних темпов экономического роста, а предполагается, что они будут замедляться. Ну и, опять-таки, даже если они будут замедляться, то по прогнозу в 2024 году среднемировые темпы составят 3,2%, а у нас они ожидаются на уровне 3,1%. То есть все равно меньше, чем надо.

В общем, ясно, что чем-то надо жертвовать, но совершенно очевидно, что российское руководство не готово пожертвовать интересами тех, на кого оно опирается, кого воспринимает в качестве своей социальной опоры. А это не только бюджетники – учителя и врачи. Нет, это и силовые структуры, армия, и аппарат управления, чиновники. Словом, если подводить итог: ничего прорывного в этом бюджете я не вижу», – заключил Константин Калачев.

Добавим: спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил журналистам, что нижняя палата парламента планирует рассмотреть проект бюджета в первом чтении 24 октября, во втором – 14 ноября, в третьем – 20 ноября.

 

Калачев Константин
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).