будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия госбюджет санкции экономика
Июль 2, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Бюджет санкционного времени

Бюджет санкционного времени
bujet
Проект бюджета. Источник: Фото: inform-24.com

Проект государственного бюджета на 2015 год был сверстан в достаточно непростой ситуации. Ее общим фоном является экономическая депрессия, мировая и российская, без всяких признаков перехода к хозяйственному подъему. Этот общий фон дополняется ухудшением внешнеэкономической ситуации – снижением цен на нефть, санкциями и контрсанкциями.

Для бюджетного процесса наличие экономической депрессии означает, что никакого роста налоговых поступлений в ближайший финансовый год не будет. Более того, возможно снижение поступлений или увеличение налоговой недоимки. Кроме трудностей со сбором налогов наверняка сократятся поступления от продажи государственной собственности, так как во время депрессии кто-либо из внутренних инвесторов тратить свой капитал на малоликвидные активы вряд ли захочет. А что касается внешних инвесторов, то их сейчас на российский фондовый рынок и калачом не заманишь.

На трудности с поступлением доходов от внутреннего хозяйства могут наложиться трудности со сбором налогов с доходов от внешнеэкономической деятельности. Поскольку одним из основных источников дохода федерального бюджета России является экспортная таможенная пошлина на нефть, природный газ и нефтепродукты, то достаточно сильное и продолжительное снижение мировых цен на эти товары тут же приведет к сокращению поступлений в бюджет. При этом сокращение поступлений от обложения экспорта будет дополнено падением налогов и сборов от импорта из-за действия режима санкций и контрсанкций.

И, наконец, непрекращающийся кризис вокруг Украины уже привел к росту бюджетных расходов – как минимум, на прием беженцев и оказание гуманитарной помощи жителям Донбасса, а также к появлению дополнительных расходов, связанных с интеграцией нового федерального округа в экономическое пространство России. И эти расходы, вероятно, будут только увеличиваться.

Этот же кризис привел к закрытию (хочется надеяться, что только временному) украинского газового рынка. Сначала неплатежи украинской стороны за поставленный газ, а потом – нежелание договориться по цене, которая бы устраивала российский «Газпром», вынудили последний прекратить поставки топлива украинским потребителям. Поставки газа не идут уже больше трех месяцев, и есть сильный риск, что их прекращение может затянуться. Тогда «Газпром» лишается рынка сбыта объемом в 30 млрд. м3 (вся Европа – 140 млрд. м3), на котором он продавал газ по одной из самых высоких цен.

Аналогичные трудности, разумеется, ждут и другие российские компании, торгующие с Украиной, хотя масштаб их проблем будет уже не таким большим, как у газового монополиста.

В общем, бюджетная ситуация на 2015 год складывается достаточно неприятным образом. Роста доходов ожидать не приходится, и даже, скорее всего, произойдет их снижение; а вот что касается расходов, то здесь, наоборот, можно предполагать сплошной рост.

В этих условиях удержать макроэкономическое равновесие и не допустить значительного роста дефицита бюджета будет достаточно непростой задачей. Тем более, что из-за санкций возможность профинансировать потенциальный дефицит неинфляционным образом (то есть, за счет реализации облигаций госзаймов) будет очень трудно, так как для многих иностранных инвесторов этот рынок теперь закрыт, а ресурсы внутренних инвесторов не такие большие, как требуется.

Меры, с помощью которых правительство собирается удерживать это равновесие в основном сводятся к следующему. Во-первых, девальвация рубля, которая уже вроде бы принесла дополнительных доходов чуть ли не на 900 млрд. руб. (за январь – август). Во-вторых, т.н. налоговый маневр в нефтяной отрасли, когда за счет перераспределения налоговой нагрузки внутри отрасли бюджет рассчитывает увеличить общий объем налоговых поступлений от предприятий этой отрасли. В-третьих, отказ от зачисления части поступлений пенсионных страховых платежей на накопительные пенсионные счета. И, в-четвертых, сдерживание роста заработных плат работников бюджетных организаций.

Вероятно, в ходе исполнения бюджета смогут появиться еще какие-нибудь источники дополнительных доходов, однако сейчас надо отметить, что от роста налогового бремени Правительство вроде бы решило отказаться. Не будет увеличиваться ставка НДС, не будет вводиться налог с продаж. Кроме того, есть надежда, что не будут увеличиваться акцизы на алкоголь и на табачные изделия.

Но при этом надо все-таки отметить, что рост налогового бремени, правда, не прямой, а косвенный, все же предусмотрен. Девальвация – это рост стоимости импортируемых товаров, поэтому затрачивая больше рублей на покупку товаров иностранного происхождения, российский покупатель автоматически уплачивает налог, но только в скрытом виде, в форме более высокой цены этих товаров. Также обсуждается возможность введения дополнительных региональных сборов.

В заключение надо отметить, что резкое ухудшение внешнеполитической ситуации привело к замораживанию дискуссии о том, должен ли государственный бюджет принимать активное участие в стимулировании экономического роста, когда хозяйство находится в состоянии депрессии, или он должен воздерживаться от вмешательства в хозяйственные процессы.

Так уж сложилась ситуация, что государственному бюджету в 2015 году и дальше в любом случае придется нести разного рода дополнительные расходы, которые попадают под определение «стимулирующих». Одно только строительства моста через Керченский пролив чего стоит... А ведь, кроме того, наверняка придется помогать большому количеству предприятий, особенно аграрного и военно-промышленного профиля, которые станут проводить дополнительные инвестиции для замещения продукции иностранного производства, импорт которых теперь запрещен. То есть дискуссия о том, должно ли государство вмешиваться или нет, утихла сама по себе, столкнувшись с политическими и экономическими явлениями непреодолимой силы.

Не разрушительными, конечно, но от этого не менее мощными.

Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).