Сегодня Ахмед Закаев в прямом эфире «Эха Москвы» заявил, что готов пойти на контакт для обсуждения возможности прекращения огня и начала переговоров. Такова реакция на поступившее неделю назад обращение Союза комитетов солдатских матерей. Неделю назад Комитет солдатских матерей опубликовал «Обращение солдатских матерей к командирам чеченских вооруженных формирований» с предложением переговоров. По словам Закаева, «узнав об инициативе солдатских матерей, Аслан Масхадов поручил мне связаться с ними, выразить благодарность и поддержку этой идеи».
Любопытное совпадение: сегодня же депутат от фракции «Родина» Виктор Алкснис обвинил солдатских матерей в том, что они выполняют политический заказ со стороны Запада по ослаблению обороноспособности России. По его мнению, солдатские матери получают из-за границы 15 млн. долларов в год и ведут на эти деньги «активную антиармейскую деятельность, содействуя уклонению граждан от службы в армии». Сейчас депутат готовит протокольное поручение в Госдуму и депутатские запросы в Генпрокуратуру и Минюст. Проверка источников финансирования комитетов солдатских матерей начнется на этой неделе.
Сама Валентина Мельникова отказалась комментировать «Полит.Ру» связь между реакцией Закаева и заявлениями Алксниса. По ее словам, НТВ пригласили ее и Алксниса в вечерний телеэфир, где они смогут публично все обсудить. Что касается переговоров, то «прежде всего необходимо выяснить конкретные требования и предложения боевиков для решения чеченского конфликта, - заявила «Эху» Валентина Мельникова.
Тем временем московские власти пытаются чинить препятствия завтрашнему антивоенному митингу на Пушкинской площади. Префектура центрального округа запретила использовать экраны на завтрашнем митинге «против войны в Чечне, терроризма и ликвидации демократии», который проводится по поводу 10-летия начала войны в Чечне. По словам руководителя организации «За права человека» Льва Пономарева, формальным поводом для этого послужило отсутствие в законе о митингах и демонстрациях упоминания об использовании телевизионных биллбордов в акциях протеста.
Другому правозащитнику, Евгению Ихлову, в той же префектуре заявили, что боятся повторения погрома на Манежной. Напомним, что беспорядки на Манежной площади в Москве произошли 9 июня 2002 года после трансляции на больших мониторах матча Россия-Япония, который Россия продула. Тогда болельщики начали громить стоявшие на Тверской и Манежной машины, бить витрины магазинов и ресторанов и просто случайных прохожих. Один человек погиб.
В префектуре боятся, что новый погром могут вызвать картины войны, которые организаторы хотели показать завтра людям собравшимся на Пушкинской площади. Пришедшие на митинг могли бы увидеть, что такое настоящая война — это не только отремонтированная площадь в центре Грозного с бодрым корреспондентом государственного канала посредине и неуспешные операции, которые бравые и добрые спецназовцы вполне успешно в горах проводят против агрессивных и злых бородачей-боевиков, но и страдания и гибель мирных жителей. Таких же, как и отравленные в «Норд-Осте», такие же как расстрелянные и взорванные в Беслане, разбившиеся на самолетах: старики, женщины, дети.
Отказ от ведения переговоров и информационная блокада всего происходящего в Чечне, и является причиной по которой начатая 10 лет назад война пришла в Россию. И это в своих интересах используется властями. «Под предлогом борьбы с международным терроризмом ударными темпами происходит ликвидация свободы слова, народовластия и федерализма, полным ходом идет разрушение демократических основ конституционного строя», говорится в обращении подписанном Владимром Буковским, Владимиром Кара-Мурзой, Борисом Надеждиным, Владимиром Рыжковым, Артемием Троицким, Анной Политковской, Ириной Хакамадой и Виктором Шендеровичем. Подписавшиеся призвали прийти 23 октября в 16 часов на митинг на Пушкинской площади.
Также с подобными обращениями выступила группа «Общее действие» - одно с призывом прекратить войну, другое с призывом честно констатировать факт происходящего в стране конституционного переворота. В последнем отмечается, что события в Беслане «стали только предлогом для неслыханной концентрации власти в руках Президента».
Среди подписавшихся Елена Боннэр, Валерий Борщев, Светлана Ганнушкина, Лев Левинсон, Лев Пономарев, Глеб Якунин, Юлий Рыбаков, Людмила Алексеева, Андрей Бабушкин, Сергей Ковалев, Алексей Симонов и другие.
По словам Шендеровича, если бы на антивоенный митинг, который прошел 23 октября прошлого года пришло бы не сто, а хотя бы тысяча человек, то, скорее всего, бесланской трагедии бы не было.