будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
интернет
Июнь 30, 2025
Страна
Своекоштный Петр

Челом бьем

Челом бьем
petizia-03-3_1
Челобитная. Источник: Фото: litrus.net

В середине апреля россияне официально получат право «проявлять инициативу» в вопросах управления страной. Предоставить гражданам возможность подачи петиций через интернет Владимир Путин обещал еще накануне президентских выборов в одной из своих программных статьей. В феврале 2012 года он предложил перейти от «пассивного права» — возможности реагировать на действия власти, — к «активному», предполагающему возможность выдвигать собственные инициативы.

«Нам нужно предусмотреть и «активное право» — дать возможность самим гражданам формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты. В этой связи предлагаю ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в интернете», - писал тогда Путин.

В Европе практика прямого обращения к власти с помощью петиций имеет многовековую историю. Начиная с Великой хартии вольностей 1215 года подобные документы оказывали существенное влияние на политику. Причем это влияние иногда даже не зависело от непосредственных результатов рассмотрения прошений (как это случилось, например, с движением Чартистов).

В России тоже была известна практика коллективных челобитных, которая приобрела особую популярность в первые десятилетия после Смуты, в царствование Михаила Федоровича, в 30-40-х гг. XVII в. Челобитные представителей различных сословий касались и торгово-экономических, и социальных вопросов, однако не оказывали влияния на политическое развитие государства, сопоставимого по масштабам с европейскими примерами.

Пожалуй, самым заметным документом подобного рода в российской истории стала Петиция рабочих Санкт-Петербурга 9 января 1905 года. Чем обернулась попытка подать ее государю - хорошо известно.

Нынешняя инициатива российской власти не предусматривает механизма прямого обращения к главе государства, правительству или парламенту. Стоит заметить, что эта идея была сформулировано во время максимального подъема уличного протеста. Вероятно, по мысли авторов предложения, создание электронной системы рассмотрения петиций должно удовлетворить давнее желание оппозиционеров «быть услышанными», а также вернуть некоторую часть протестующих с улиц обратно в интернет.

Подобный эксперимент с электронными прошениями был проведен в 2007 году правительством Великобритании. Впечатлившись энтузиазмом, с которым общество отреагировало на эту идею, в 2010 году сайт было решено запустить на постоянной основе. В 2011 году на сайте белого дома США появился раздел We the People, который получил известную популярность и в России после опубликованной там просьбы включить депутатов Госдумы в «список Магнитского».

Цель создания российской системы электронных петиций была поставлена Владимиром Путиным еще в день инаугурации — 7 мая 2012 года. Тогда в указе «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» президент поручил разработать «концепцию «Российской общественной инициативы», которая позволит гражданам публично представлять свои предложения на специальном ресурсе в интернете».

Концепция была готова летом 2012 года, и в августе ее утвердил премьер-министр Дмитрий Медведев. Споры о том, какая организация будет контролировать систему под названием «Российская общественная инициатива» прекратились в октябре прошлого года, когда за разработку проекта взялся Фонд информационной демократии. Президентом фонда является бывший заместитель главы Минкомсвязи Илья Массух.

По информации «Ведомостей», фонд будет реализовывать проект на деньги «IT-компаний, названия которых он не раскрывает». Сам Массух заявил, что создание портала будет стоить около 30 миллионов рублей. Еще от 30 до 50 миллионов в год может стоить его эксплуатация, поскольку штат сотрудников должен быть весьма приличным.

Указ Путина от 4 марта 2013 года, который устанавливает порядок работы системы, фактически подводит итог всей предшествующей деятельности. Согласно тексту указа, все петиции, которые могут быть поданы через систему «Российской общественной инициативы», имеют три уровня — федеральный, региональный и муниципальный.

До того, как текст будет опубликован на сайте и вынесен на голосование, каждый поданный документ должен пройти «предварительную экспертизу», которая может длиться два месяца. Оценивать общественные инициативы на предварительном этапе будет сам Фонд информационной демократии.

При этом основания для отказа в размещении документа на сайте могут трактоваться весьма широко. Так, согласно пункту «в» статьи 13 президентского указа, общественная инициатива может быть отклонена, если она «не содержит описания проблемы, либо в общественной инициативе не предложены варианты решения проблемы, либо предлагаемые варианты не обоснованы».

Очевидно, что принятие решения о «необоснованности» предлагаемых мер целиком остается на совести сотрудников «уполномоченной некоммерческой организации», то есть Фонда информационной демократии.

Процесс голосования по тем инициативам, которые прошли предварительную экспертизу, будет продолжаться 12 месяцев. Для того, чтобы выразить свое мнение, гражданину потребуется регистрация в «Единой системе идентификации и аутентификации» (проще говоря — регистрация на портале «Госуслуги»).

Гражданские инициативы федерального уровня будут считаться «поддержанными», если они получат одобрение 100 тысяч граждан. Инициативы регионального и муниципального уровней должны быть одобрены 5% населения региона или муниципального образования.

Если петиция была поддержана гражданами, то она передается в «экспертную рабочую группу» соответствующего уровня, состав которой определяется правительством Российской Федерации или органами местного самоуправления. В эти группы должны входить представители законодательной и исполнительной власти, а также члены федеральной или региональных общественных палат, участники «общественных объединений и бизнес-сообщества».

Экспертная рабочая группа за два месяца должна принять решение «о разработке соответствующего нормативного правового акта» или о принятии «иных мер по реализации инициативы». На федеральном уровне система должна начать функционирование с 15 апреля 2013 года, на местном — с 1 ноября.

Как будет на практике реализован российский проект интернет-петиций, предсказать сложно. На первых порах наверняка стоит ожидать нескольких «показательных заявок», которые будут оперативно воплощены в жизнь. Найдется и изрядное количество недовольных авторов отклоненных петиций. Но в любом случае «заметность», и значит, результативность коллективных обращений граждан будет определяться той информационной повесткой, которую они сами формируют в блогах и социальных сетях. А вот создание специального государственного ресурса для формулирования этих тем может как упростить процесс привлечения общественного внимания, так и (в известной степени) поставить его под контроль.

Своекоштный Петр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).