В середине апреля россияне официально получат право «проявлять инициативу» в вопросах управления страной. Предоставить гражданам возможность подачи петиций через интернет Владимир Путин обещал еще накануне президентских выборов в одной из своих программных статьей. В феврале 2012 года он предложил перейти от «пассивного права» — возможности реагировать на действия власти, — к «активному», предполагающему возможность выдвигать собственные инициативы.
«Нам нужно предусмотреть и «активное право» — дать возможность самим гражданам формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты. В этой связи предлагаю ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в интернете», - писал тогда Путин.
В Европе практика прямого обращения к власти с помощью петиций имеет многовековую историю. Начиная с Великой хартии вольностей 1215 года подобные документы оказывали существенное влияние на политику. Причем это влияние иногда даже не зависело от непосредственных результатов рассмотрения прошений (как это случилось, например, с движением Чартистов).
В России тоже была известна практика коллективных челобитных, которая приобрела особую популярность в первые десятилетия после Смуты, в царствование Михаила Федоровича, в 30-40-х гг. XVII в. Челобитные представителей различных сословий касались и торгово-экономических, и социальных вопросов, однако не оказывали влияния на политическое развитие государства, сопоставимого по масштабам с европейскими примерами.
Пожалуй, самым заметным документом подобного рода в российской истории стала Петиция рабочих Санкт-Петербурга 9 января 1905 года. Чем обернулась попытка подать ее государю - хорошо известно.
Нынешняя инициатива российской власти не предусматривает механизма прямого обращения к главе государства, правительству или парламенту. Стоит заметить, что эта идея была сформулировано во время максимального подъема уличного протеста. Вероятно, по мысли авторов предложения, создание электронной системы рассмотрения петиций должно удовлетворить давнее желание оппозиционеров «быть услышанными», а также вернуть некоторую часть протестующих с улиц обратно в интернет.
Подобный эксперимент с электронными прошениями был проведен в 2007 году правительством Великобритании. Впечатлившись энтузиазмом, с которым общество отреагировало на эту идею, в 2010 году сайт было решено запустить на постоянной основе. В 2011 году на сайте белого дома США появился раздел We the People, который получил известную популярность и в России после опубликованной там просьбы включить депутатов Госдумы в «список Магнитского».
Цель создания российской системы электронных петиций была поставлена Владимиром Путиным еще в день инаугурации — 7 мая 2012 года. Тогда в указе «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» президент поручил разработать «концепцию «Российской общественной инициативы», которая позволит гражданам публично представлять свои предложения на специальном ресурсе в интернете».
Концепция была готова летом 2012 года, и в августе ее утвердил премьер-министр Дмитрий Медведев. Споры о том, какая организация будет контролировать систему под названием «Российская общественная инициатива» прекратились в октябре прошлого года, когда за разработку проекта взялся Фонд информационной демократии. Президентом фонда является бывший заместитель главы Минкомсвязи Илья Массух.
По информации «Ведомостей», фонд будет реализовывать проект на деньги «IT-компаний, названия которых он не раскрывает». Сам Массух заявил, что создание портала будет стоить около 30 миллионов рублей. Еще от 30 до 50 миллионов в год может стоить его эксплуатация, поскольку штат сотрудников должен быть весьма приличным.
Указ Путина от 4 марта 2013 года, который устанавливает порядок работы системы, фактически подводит итог всей предшествующей деятельности. Согласно тексту указа, все петиции, которые могут быть поданы через систему «Российской общественной инициативы», имеют три уровня — федеральный, региональный и муниципальный.
До того, как текст будет опубликован на сайте и вынесен на голосование, каждый поданный документ должен пройти «предварительную экспертизу», которая может длиться два месяца. Оценивать общественные инициативы на предварительном этапе будет сам Фонд информационной демократии.
При этом основания для отказа в размещении документа на сайте могут трактоваться весьма широко. Так, согласно пункту «в» статьи 13 президентского указа, общественная инициатива может быть отклонена, если она «не содержит описания проблемы, либо в общественной инициативе не предложены варианты решения проблемы, либо предлагаемые варианты не обоснованы».
Очевидно, что принятие решения о «необоснованности» предлагаемых мер целиком остается на совести сотрудников «уполномоченной некоммерческой организации», то есть Фонда информационной демократии.
Процесс голосования по тем инициативам, которые прошли предварительную экспертизу, будет продолжаться 12 месяцев. Для того, чтобы выразить свое мнение, гражданину потребуется регистрация в «Единой системе идентификации и аутентификации» (проще говоря — регистрация на портале «Госуслуги»).
Гражданские инициативы федерального уровня будут считаться «поддержанными», если они получат одобрение 100 тысяч граждан. Инициативы регионального и муниципального уровней должны быть одобрены 5% населения региона или муниципального образования.
Если петиция была поддержана гражданами, то она передается в «экспертную рабочую группу» соответствующего уровня, состав которой определяется правительством Российской Федерации или органами местного самоуправления. В эти группы должны входить представители законодательной и исполнительной власти, а также члены федеральной или региональных общественных палат, участники «общественных объединений и бизнес-сообщества».
Экспертная рабочая группа за два месяца должна принять решение «о разработке соответствующего нормативного правового акта» или о принятии «иных мер по реализации инициативы». На федеральном уровне система должна начать функционирование с 15 апреля 2013 года, на местном — с 1 ноября.
Как будет на практике реализован российский проект интернет-петиций, предсказать сложно. На первых порах наверняка стоит ожидать нескольких «показательных заявок», которые будут оперативно воплощены в жизнь. Найдется и изрядное количество недовольных авторов отклоненных петиций. Но в любом случае «заметность», и значит, результативность коллективных обращений граждан будет определяться той информационной повесткой, которую они сами формируют в блогах и социальных сетях. А вот создание специального государственного ресурса для формулирования этих тем может как упростить процесс привлечения общественного внимания, так и (в известной степени) поставить его под контроль.