Как экономическая ситуация влияет на политическую ориентацию «экозащитников» Подмосковья или «чириковщина» возвращается
История мира знает массу примеров, когда благодаря какой-то «горячей» информационной теме появлялась яркая личность, сумевшая максимально выжать из простой, казалось бы, ситуации для своего политического роста. Подмосковный регион, благодаря своей близости к столице, является идеальной площадкой для быстрого политического старта и возможности попасть в политическую «тусовку». В регионе, как говорится, есть полный набор для старта начинающего политика: транспортные проблемы, вопросы расселения, неухоженные дворы и площадки, борьба с подпольными автоматами и торговцами «спайсов». Список можно продолжать долго, и он на самом деле будет одинаков для всей страны. Однако, видно, не борьба за социальные блага и безопасность граждан стала особенностью Подмосковья, а совершенно другая, не менее благородная, как борьба с наркотиками или решением транспортных проблем, но более безопасная и скорее даже прибыльная – борьба за экологию Подмосковного региона.
Лес преткновения
Вопрос экологии Подмосковья, как один из политических, впервые появился в СМИ в далеком 2006 году, когда никому неизвестная тогда предприниматель Евгения Чирикова, стала ярой защитницей Химкинского леса. Постепенно протест экологический сумел благодаря своему лидеру мимикрировать в протест политический, и борьба за зеленое Подмосковье сменилось борьбой против государства: «Мы начинаем политическую борьбу и будем настаивать на смене существующего строя». Усилия не прошли даром, борьба с государством была оценена достаточно высоко: в 2011 году вице-президент Джозеф Байден вручил Чириковой награду Госдепа США «За Храбрость». В 2015 году Чирикова переехала на постоянное место жительство в Эстонию. Казалось бы, экологическая эпопея должна была быть закончена, однако, как говорят в народе «Свято место пусто не бывает», и снова Подмосковные леса наполнились шумом.
Из чащи в политическое поле?
Новые герои появились уже в 2013 году на закате экологической деятельности Чириковой и сразу попытались активно оседлать горячую информационную тему. Новым лидером «экозащитников» Подмосковья стал Георгий Пархоменко. В создании своей карьеры Пархоменко не стал изобретать ничего нового, а пошел старым проверенным путем: минимизировав количество ступеней к политическому Олимпу, он для начала нашел скандальную ситуацию, в которой требуется «защитник» (экологическая тематика в данном случае идеальна, так как не требует раскрывать политической ориентации). А объектом «защиты» желательно было выбрать известный и понятный объект. Таким образом, создается масса информационных поводов, благодаря которым раскручивается новая политическая «звезда».
На первом этапе Пархоменко выбрал в качестве такого объекта усадьбу Архангельское, где после окончания проекта и завершения всего процесса громким скандалом, перешли на другие спорные Подмосковные вопросы, связанные с различными удачными или неудачными строительными проектами. И если вначале Пархоменко собирал действительно местных жителей, не касаясь политических лозунгов, то с момента обострения отношений с Западом и введения санкций, его риторика резко изменилась – вместо защиты экологии, основным лозунгом стал: «Долой антикризисные меры правительства и само правительство!». Вместо строительства жилья для российских военных, легкого метро и других объектов, запуск которых помог бы преодолеть региону экономические трудности, Пархоменко активно выступает против, прикрываясь идеями о защите местной экологии. Защита экологии региона должна быть, никто не спорит – ни власти, ни многочисленные Подмосковные строители. Однако почему получается такая мимикрия из «зеленых» в «оранжевых»? Ведь Пархоменко в своей агитации плавно перешел уже на тему того, что стране необходим свой Майдан, который сметет «эту власть» в «этой стране». Любопытно, что термины «эта страна» и «так называемое государство» активно используют друзья и соратники Георгия Пархоменко, председатель совета Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИКиК) Евгений Соседов, экс-депутат Гудков, так называемый неолиберальный «Английский Клуб», Александра Андреева (либеральная активистка, выступающая против как она говорит «Лугандона» и ждущая с нетерпением гробы с российскими солдатами из Сирии) и главная информационная помощница, человек, который активно помогал текстами и журналистскими связями, известная либеральная деятельница Маша Слоним, которая во второй раз эмигрировала из России в Великобританию (первый раз в 1974 году уехала из СССР, став сотрудницей Би-би-си). Как видно, из этого «списка Пархоменко» любая информационная тема, способная внести разлад в общество, с удовольствием поддерживается «оранжевыми» силами.
От слушаний к Майдану?
Если бы общественная деятельность Пархоменко носила бы исключительно мирный и законный порядок, то у большинства граждан даже не возникало бы вопросов к его деятельности. Однако здесь как раз и проступает его отличие от Чириковой, которая всегда была пострадавшей в любой ситуации. Оставив информационную работу и общение со СМИ своему коллеге Евгению Седову, по деятельности, которого возникает все больше вопросов и который из государственника переориентировался в оранжиста. Пархоменко принял на себя роль уличного массовика-затейника. В конце 2013 года акции под его руководством проходили вместе с местными жителями и сугубо в рамках закона. А вот уже в 2014 году Пархоменко решил сменить тактику, используя украинский опыт. На смену законопослушным местным жителям почтенного возраста в два десятка человек, пришли организованные молодые люди в количестве 80 человек. Первым пробным шаром стали различные общественные слушания, на которые сторонники Пархоменко приходили, как правило, уже во время их начала и срывали мероприятия, не давая никому выступать, кроме самих себя. Увидев эффективность подобной тактики, Пархоменко и его команда усилили напор, в результате чего в декабре 2014 года на очередных общественных слушаниях один из «защитников» экологии избил двух местных жительниц, а остальные несколько сотен неместных сторонников активно угрожали гражданам. В результате слушания были сорваны, а с инцидентом разбирается полиция. Все публичные слушания 2015 года проходили в Подмосковье уже под постоянным прессингом Пархоменко и его активистов, теперь уже он и его сторонники приезжали на мероприятия организованно - на автобусах и, задавливая своей численностью, срывали диалог между застройщиками и местными жителями. А в качестве опознавательных знаков использовали наклейки зеленого цвета. Любопытно, что уже в декабре 2015 года был организован митинг против строительства жилья, однако «местные жители», прибывшие на митинг на автобусах, почему-то старательно прятали свои лица от видеокамер и фотообъективов.