Корреспондента издания The New Times Наталью Морарь, гражданку Молдавии, не пустили в Россию после ее возвращения из командировки в Израиль. В ночь с субботы на воскресенье сотрудники погранконтроля отказались выпускать Морарь из здания аэропорта «Домодедово». Они заявили, что делают это по указанию центрального аппарата ФСБ, откуда пришла соответствующая бумага. Документ они показать отказались, но сказали, что въезд в Россию журналитске запрещен на основании статьи 27 федерального закона «О порядке выезда из РФ и порядке въезда в РФ». Наталью Морарь препроводили в помещение для депортируемых и предложили либо вернуться в Израиль, либо отправляться на родину в Молдавию.
Наталья Морарь жила, училась и работала в России шесть лет. В этом году она окончила МГУ. До прихода в The New Times успела поработать пресс-секретарем «Другой России», а еще раньше сотрудничала с фондом Михаила Ходорковского «Открытая Россия».
В воскресенье корреспондентка вылетела в Кишенев, к родителям. Перед этим она заявила журналистам, что связывает высылку со своей профессиональной деятельностью. В частности, корреспондентка упомянула свою недавнюю статью-расследование «Черная касса Кремля» (почитать можно здесь). В этом материале речь идет о том, что во время парламентской кампании все партии были поставлены в полную зависимость от некой «черной кассы»: то есть ни одна партия не могла без согласования с Кремлем привлекать спонсоров для финансирования избирательной кампании.
Теперь, поскольку Морарь является гражданкой Молдавии, вернуться в Россию ей будет затруднительно. По закону целый ряд органов – ФСБ, МВД, МИД – без объяснения причин могут принять решение о «нежелательности» пребывания на территории России того или иного негражданина. Власти Молдавии могут направить в Россию запрос с просьбой разъяснить причины, и совсем необязательно, что они получат на него ответ.
Согласно закону «О порядке выезда из РФ и порядке въезда в РФ», въезд в РФ иностранному гражданину не разрешается в случае, например, если это «необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения» или же просто «в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации».
Между тем скандал уже вышел и на международный уровень: международная федерация журналистов обратилось к ОБСЕ и Совету Европы с просьбой расследовать происшедшее и потребовать разъяснений от российских властей.
Журнал The New Times намерен обжаловать случившееся в суде, если это будет необходимо. В ФСБ пока никак не комментируют ситуацию.