Процесс отмены роуминга в Евразийском союзе (ЕАЭС) может закончиться быстрее, чем в Европейском союзе (ЕС). Первым шагом для этого может стать соглашение о создании единого тарифного пространства на услуги международных вызовов. Кроме того, в ЕАЭС запустили первый трек технического диалога с ЕС, а в российском МИДе заявили о росте привлекательности объединения для мировой общественности.
Специалисты Европейской комиссии работают с экспертами ЕАЭС, организовываются встречи между должностными лицами, видеоконференции, рассказал глава коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян. «У нас сотни писем от наших европейских партнеров по тем или иным нормативным документам. И такие же письма и комментарии мы получаем из Европейской комиссии, которая высказывает свою позицию по тем или иным проектам решений, так как они затрагивают интересы европейского бизнеса», — заявил он, подчеркнув, что диалог между двумя объединениями начал укрепляться.
Утверждения, что прогресс в отношениях между объединениями связан с завершением украинского кризиса, Саркисян отверг. «Евразийский экономический союз и Евразийская экономическая комиссия — наш наднациональный орган, который представляет пять стран, — не имеет никакого отношения к Минским соглашениям. Мы являемся чисто экономическим объединением, в наш мандат политические вопросы не входят», — рассказал он, отметив, что эта позиция поэтапно находит понимание у партнеров в ЕС. Еще четыре года назад там заявляли, что развитие отношений между ЕС и ЕАЭС должно быть синхронизировано с исполнением минских договоренностей.
Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и действует с 1 января 2015 года. Членами ЕАЭС являются Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Ранее один из инициаторов создания ЕАЭС, первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посетовал на отсутствие диалога между объединениями. «Считаю абсолютно неприемлемой ситуацию, когда по сей день не выстроен полноценный диалог между ЕС и ЕАЭС. Эти два объединения географически и исторически связаны и дополняют друг друга. Текущие политические разногласия не должны разделять нас», — заявил политик. Вместе с тем, он предложил провести переговоры глав России и Украины в Казахстане.
О росте привлекательности ЕАЭС в мире заявил и заместитель министра иностранных дел России Александр Панкин. «Объективные экономические процессы предопределяют безальтернативность восстановления и развития уже на новой основе некогда порушенных кооперационных связей и выстраивания эффективного регионального интеграционного взаимодействия, — сказал чиновник. — Только сообща мы имеем шансы обеспечить себе достойное место в мировой экономике и можем рассчитывать на справедливое участие наших стран в международном разделении труда и в цепочках создания добавленной стоимости». Он добавил, что в ближайших планах у союза — создание единых энергетического и финансового рынков.
Нижняя палата парламента Казахстана в среду ратифицировала соглашение о гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС в сфере финансового рынка, ее планируют завершить к 2025 году. «Ратификация соглашения создаст условия для обеспечения взаимного признания лицензий на осуществление видов деятельности в банковском и страховом секторах, секторе услуг на рынке ценных бумаг, а также предоставит недискриминационный доступ на финансовые рынки государств-членов Евразийского экономического союза», — говорится в заключении комитета по финансам и бюджету нижней палаты.
Нацбанк Казахстана при этом отрицает планы по введению единой валюты в ЕАЭС. Этот вопрос вновь поднимается после сентябрьского интервью «Российской газете» председателя правления Евразийского банка развития Андрея Бельянинова. Он сообщил, что на финансовом рынке ЕАЭС необходима единая надстройка в общем экономическом пространстве. По его мнению, единая валюта должна называться рубль, а не алтын. «В договоре прямо прописано: идея создания экономического союза не предполагает создания валютного союза», — сообщил председатель Нацбанка Казахстана Ерболат Досаев.
Вопрос отмены роуминга на территории стран-участниц ЕАЭС обсуждается более пяти лет. Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин в конце 2018 года заявлял, что соответствующий шаг может быть закреплен в соглашении о создании единого тарифного пространства. По словам Саркисяна, ускорению процесса мешает неготовность бизнеса, в частности, операторов сотовой связи.
В Евросоюзе работа по отмене роуминга велась с 2004 года, но произошла она только в 2017 году. В 2016 году министр ЕЭК по конкуренции и антимонопольному регулированию Нурлан Алдабергенов говорил, что роуминг на территории стран Евразийского экономического союза может быть практически обнулен к 2020 году. В октябре к этому призывал премьер-министр Казахстана Аскар Мамин. «ЕАЭС создавался в первую очередь для граждан наших стран, поэтому каждый должен ощутить практические выгоды от экономической интеграции», — объяснил он необходимость этого шага.