Сегодня в Москве прошла очередная «презентация» Общественной палаты с участием Александра Калягина, Леонида Рошаля, президента Международного женского центра «Будущее женщины» Александры Очировой, редактора отдела политики Russ.ru Алексея Чадаева и президента Института проблем гражданского общества Марии Слободской. Несмотря на частью провокационные вопросы журналистов, общую тональность удалось сохранить мажорной, хотя вполне очевидно: подходы у участников разнятся, зачастую принципиально.
Так, Рошаль выразил надежду, что в палате будут прежде всего люди не «уважаемые», а эффективные. «Может быть, вы их не видите в телевизоре», - заявил он, приведя в пример учительницу со Ставрополья. Очирова же назвала нормальным процессом «биографический анализ» членов палаты, на что Рошаль не без ехидства спросил: «А географический анамнез некоторых руководителей страны не хотите посмотреть?»
Рошаль вернулся к недавнему заседанию правительства – по его мнению, у министра здравоохранения Михаила Зурабова, «вероятно, очень мощная пиар-группа», которая и сделала его героем дня. Между тем предложенные правительством меры ведут к расколу медицинского сообщества – сейчас предполагается, что зарплата будет повышена рядовым врачам, а не специалистам, которые из-за этого могут уйти в участковые.
Возвращаясь к Общественной палате, Рошаль выразил надежду, что участники ее будут толерантны друг к другу – только в этом случае новый орган будет эффективным. Александр Калягин в качестве ресурса назвал региональные отделения Союза театральных деятелей, который он возглавляет; по его словам, они хорошо ориентируются в ситуации в регионах, которую не всегда видно из Москвы.
Правда, оптимизм выступавших иногда все же казался достаточно осторожным. Так, Мария Слободская сформулировала свое отношение к критике Общественной палаты следующим образом: «Априори говорить, что палата будет неэффективной, я бы не стала». Рошаль же предложил подождать год и уже тогда оценить работу палаты.
Самое жесткое и специфическое заявление сделал экс-сотрудник Фонда эффективной политики Глеба Павловского Алексей Чадаев. По его словам, создание Общественной палаты стало «единственным по-настоящему качественным антидемократическим решением». «Слава богу, наконец-то мы начали дорастать до понимания того, что общество – это не механически собранная кучка индивидов, что оно очень сложно устроено. Идеалы Великой французской революции уже не описывают социальные реалии. Это (создание палаты – «Полит.ру») - первый осторожный шаг к пониманию того социального устройства, которое будет, если угодно, после демократии», - заявил он.