Известный русский писатель дал хороший ответ на этот вопрос еще лет сто назад: “летом надобно собирать малину и варить варенье, зимой – пить чай с вареньем”. Только вот про весну ничего не сказал…
Промежуток между двумя самыми диковинными российскими праздниками –мужчин-защитников и женщин-работниц – был заполнен обычными хлопотами:
Словом, все шло своим чередом.
При всем при том не проходило ощущение некой социальной хвори, всеобщего непорядка, да и тревожное ожидание чего-то худшего. Проклятый вопрос “что делать?” по-прежнему висел в воздухе.
“… современникам казалось вполне очевидным, что Россия больна. Спорили лишь о том: какова болезнь и чем ее лечить? Категорические советы, пророчества и проклятья раздавались в стране и за границей, на полутайных собраниях, в многошумных газетах, модных журналах, в кинжальных подпольных листках. Одни находили причину темной российской хвори в оскудении национального духа, другие — в ослаблении державной власти, третьи, наоборот, в чрезмерном ее усилении, одни видели заразу в домашних ворах, иные в поляках, третьи в бироновщине, от которой Россия за сто лет не могла отделаться, а великий писатель полагал, что виноват маленький тарантул, piccola bestia, то бишь Биконсфильд, забежавший в Европу. Были и такие, что требовали до конца разрушить этот поганый строй, а что делать дальше, будет видно.
Да что же происходило? Вроде бы все шло чередом: росли города, бурно раскидывались во все стороны железные дороги, дельцы нагребали состояния, крестьяне бунтовали, помещики пили чай на верандах, писатели выпускали романы, и все же с этой страной творилось неладное, какая-то язва точила ее. Всю Россию томило разочарование. Разочарованы были в реформах, разочарованы в балканской войне, власть разочаровалась в своих силах, народолюбцы разочаровались в народе. Появилось много людей, уставших жить. “Русская земля как будто потеряла силу держать людей!” — говорил с горечью писатель, что стращал всех тарантулом”. (Ю.Трифонов)
Аллюзии слишком очевидны, чтобы их обсуждать…
Ответ на вопрос “что делать?” сугубо неочевиден.
Поучителен следующий исторический диалог, который я привожу в поэтическом переложении Д.Самойлова:
Пестель: “Если трон находится в стране в руках деспота,// тогда дворянства первая забота сменить основы власти и закон”;
Пушкин: “Тех основ не пожалеет разве Пугачев”.
Отсюда первый вывод: заведомо неприемлемы действия, направленные на то, чтобы “до конца разрушить этот поганый строй”, как, впрочем, и лидеры-революционеры, способные такие действия возглавить.
В той же степени контрпродуктивно молчание. Персонажи, которые “себя промолчали, все ждали погоды”, неактуальны. Когда-то молодой А.Вознесенский прозорливо предупреждал: “Сегодня не скажешь, а завтра уже не поправить.// Вечная память!”.
Сегодня более всего нужны рутинные действия, направленные на подготовку максимально гладкой и бесконфликтной передачи власти в руки более вменяемой части политической элиты. Поэтому, как мне кажется, настало время произнести ключевые слова: “теневой кабинет”.
Вы что, господин Арсенин, – с возмущением заметят мои оппоненты – не знаете, что теневой кабинет – институт, производный от парламентской оппозиционной партии. Знаю, но у нас, к сожалению, все будет с точностью до наоборот: парламентская оппозиционная партия будет формироваться (да и то – в очень удачном случае!) как институт, производный от теневого кабинета.
Кабинет формируется из сугубо системных людей: состоявшихся, узнаваемых, нестарых и профессиональных. Полагаю, что в России образца 2005 года дефицита в таких кадрах нет. Для каждого из них вхождение в этот кабинет – не только политический жест, но и поступок, который в сегодняшних условиях дорого стоит. Тем самым возникает точка кристаллизации завтрашней власти и, одновременно, фильтр, разделяющий людей поступка от любителей “пить чай на верандах”.
Разумеется, вход в кабинет должен быть закрыт для маргинальных политиков и шоуменов.
Платформа теневого кабинета: либеральная парадигма “плюс” решения здравого смысла, идущие от реальной экономики, “минус” решения “по ту сторону добра и зла”, обусловленные коррупцией (последнее несложно: кто же этих камикадзе пока что будет коррумпировать?!)
Теневой кабинет, как ему и положено, занимается обсуждением действий власти и предъявлением альтернатив. Причем все это делает максимально публично, оперативно, профессионально и непредвзято.
Веб-сайт теневого кабинета должен стать самым востребованным ресурсом, как для просвещенных обывателей, так и для обитателей всех этажей власти.
Когда-то, задолго до эпохи WWW, в российской истории такой ресурс был, издавался он в Лондоне, а назывался “Колокол”. Читали его в высшем чиновничестве, и даже при дворе. При этом, как отмечали современники, с трепетом ждали очередного номера и очень болезненно реагировали на критику…
Материалы, публикуемые от имени теневого кабинета, разумеется, не должны “звать Русь к топору”. Кроме того, они не должны иметь ничего общего с политической сатирой или журналистскими разоблачениями. Обсуждения на тему, как кто-то, кому-то и сколько-то “откатил” за некое решение, любо “занес” за назначение на пост министра или губернатора, забавны, но не более того. Профессиональный разбор влияния таких решений (назначений) на макроэкономическую ситуацию (либо на ситуацию в конкретной отрасли или в конкретной губернии) куда уместнее и полезнее. Замечу кстати, что даже для самого отвязного деятеля правящей элиты выглядеть невеждой и неумехой гораздо обиднее, нежели коррупционером. Да и никаких исков о защите чести и достоинства не предъявишь…
Формирование теневого кабинета – вызов власти, куда более серьезный, чем порча мебели в приемных федеральных ведомств, объединительные переговоры “Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем”, массовые хождения с плакатами по морозу или распространение “кинжальных листков” в Интернете.
Лидер теневого кабинета уже определился: Касьянов Михаил Михайлович, 1957 г. рожд., русский, несудимый, беспартийный.
Кому-то это может нравиться, кому-то не очень. Суть дела точно выразил известный политический деятель, оставивший этот мир ровно 52 года назад: “других писателей, товарищ Щербаков, у меня для вас нет!”.
Мне почему-то кажется, что теневой кабинет, коль скоро он и в самом деле будет объявлен к формированию, имеет все шансы быть заполненным весьма влиятельной и компетентной публикой. Да и в средствах на организацию своей работы особой нужды не испытает.
К думским выборам 2007 года вокруг этой точки кристаллизации что-то наверняка соберется. По крайней мере, надежда такая заведомо не иллюзорна.
Один из участников форума “Полит.ру” как-то не без ехидства заметил, что г-н Арсенин только ерничает и не выдвигает никаких конструктивных предложений. Другой читатель с не меньшим ехидством заявил, что г-н Арсенин должен был бы предложить свои услуги штабу М.Касьянова.
Ну и кто теперь может сказать, что г-н Арсенин не реагирует на конструктивную критику читателей?!