будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Конституция
Июль 12, 2025
Страна

Что изменится в Конституции? Главное

Что изменится в Конституции? Главное
41d3e9eaec06c9a7adc2_RsqT1of.jpeg
Владимир Путин приносит присягу на Конституции РФ в рамках церемонии инаугурации. Источник: Фото: пресс-служба президента РФ

События развиваются стремительно: 20 января Путин вносит законопроект «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» в Госдуму, 21 января его уже должны рассмотреть. Есть в нем некоторая правовая особенность: президент внес на рассмотрение не конституционный федеральный закон, а проект закона о поправке. Это противоречит статье 136 (глава 9) Конституции: поправки в главы 3-8 принимаются «в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации».

Хотя и законом такого не предусмотрено, Путин предложил провести всеобщее голосование по этим изменениям (не референдум). Вероятно, оно пройдет уже в апреле. Скорее всего, россияне должны будут голосовать за поправки «единым пакетом», а не за каждую статью, как рекомендовала президенту рабочая группа.

Приоритет международного законодательства, изменение которого Путин анонсировал в своем послании Федеральному собранию, прописан в первой главе Конституции. Но в законопроекте, внесенном в Госдуму, таких изменений не прописано.

На это есть причины: во-первых, для так называемых «максимально защищенных» статей 1,2 и 9 существует другая процедура (референдум и созыв Конституционного собрания). Но выполнить эту процедуру невозможно: в России так и не приняли закон о Конституционном собрании, а без него и внести поправки в первые главы невозможно.

Всего проект поправок затронет 22 статьи Конституции (документ конституционных поправок размещен в электронной системе законопроектов Госдумы).

Статья Конституции: пункт «т», 71 (Глава 3. Федеративное устройство)

Что предлагают изменить: последний пункт статьи. В нее добавят ограничение: в ведении Российской Федерации находятся не только федеральная государственная служба, но и установление ограничений для чиновников любого уровня. В том числе, запрет на гражданство другого государства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего прово гражданина России на постоянное проживание в другом государстве.

Статья Конституции: 75 (Глава 3. Федеративное устройство)

Что предлагают изменить: статья, в данный момент закрепляющая основные положения о финансовой системе России добавят два новых пункта. Пятый пункт – минимальный размер оплаты труда (МРОТ) должен быть не меньше прожиточного минимума, индексация соцпособий и других соцвыплат обязательно. Новый шестой пункт – про пенсионную систему: 

«В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом».

Статья Конституции: 77 (Глава 3. Федеративное устройство)

Что предлагают изменить: в статье о системе органов государственной власти в субъектах появится дополнительный пункт, ужесточающий требования к губернаторам: возрастной ценз – 30 лет, никакого гражданства или ВНЖ другого государства.

Статья Конституции: 78 (Глава 3. Федеративное устройство)

Что предлагают изменить: новый пункт – те же требования, но к руководителям федеральных госорганов.

Статья Конституции: 79 (Глава 3. Федеративное устройство)

Что предлагают изменить: всю формулировку статьи. Именно в ней говорится о главенстве международных законов над российскими. По факту, к текущей формулировке статьи добавится один абзац:

«Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».

Статья Конституции: 81 (глава 4. Президент Российской Федерации)

Что предлагают изменить: ужесточить требования к кандидату в президенты: он должен жить не менее 25 лет в России (в данный момент – 10 лет), не иметь гражданства или ВНЖ другого государства. Это требование, правда, не распространяется на кандидатов-жителей присоединенных к России территорий.

Также из этой статьи предлагается убрать оговорку, по которой президент может избираться на «два срока подряд», и оставить просто «два срока». Это ограничит в общем количество возможных сроков для человека. Этот пункт некогда позволил Путину избраться на третий срок (но не подряд).

Статья Конституции: 83 (глава 4. Президент Российской Федерации)

Что предлагают изменить: добавить семь новых пунктов. Президент сможет, как и раньше, назначать и освобождать от должности премьер-министра (председателя правительства), назначать его заместителей. Их должна утвердить Государственная дума.

Если председатель правительства освобожден от должности, новый может не вносить предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, что сейчас обязательно.

Президент будет также назначать глав силовых ведомств, МИДа и МЧС, но после консультаций с Советом Федерации. 

В отличие от «консультаций» по силовикам, Совет федерации в новой редакции должен утверждать председателя, его заместителя и судей Конституционного суда. Председателя, его заместителей и судей Верховного суда. Но без согласования – назначать председателей, заместителей и судей других федеральных судов.

Также без Совета Федерации нельзя будет уволить судей Конституционного суда, Верховного суда, судей кассационных и апелляционных судов – в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

Также Совфед утверждает Генпрокурора, его заместителей и прокуроров субъектов (раньше их кандидатуры согласовывала местная власть). Также президент не сможет освободить от должности главу прокуратуры без одобрения верхней палаты федерального собрания.

Президент сможет формировать Госсовет – «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом». В данный момент Госсовет имеет статус неконституционного совещательного органа при президенте.

Статья Конституции: часть 2, 95 (Глава 5. Федеральное Собрание)

Что предлагают изменить: состав Совета Федерации. В него также будут входить по два представителя от каждого субъекта. Останется правило – по одному от представительного и исполнительного органов госвласти. Но состав расширится: президент сможет сам назначать новых сенаторов – «представителей Российской Федерации». Их число должно быть не более 10% от общего числа членов Совфеда.

Также в статью добавят два ограничения – по возрасту (30 лет) и по отсутствию гражданства или ВНЖ другого государства.

Статья Конституции: 97 (Глава 5. Федеральное Собрание)

Что предлагают изменить: депутаты Госдумы не смогут иметь гражданство или ВНЖ другого государства.

Статья Конституции: 102 (Глава 5. Федеральное Собрание)

Что предлагают изменить: закрепить право Совета Федерации назначать председателя, его заместителей и судей Конституционного Суда, председателя, его заместителей и судей Верховного суда по представлению президента. Право консультировать президента по вопросом назначения глав силовых ведомств, генерального и региональных прокуроров. Право заверять отставки судей.

Статья Конституции: 103 (Глава 5. Федеральное Собрание)

Что предлагают изменить: закрепить право Госдумы утверждать премьер-министра, его заместителей и федеральных министров, кроме тех, кто указан в пункте «д1» статьи 83 (в соответствии с новыми поправками, то есть кроме федеральных министров, глав силовых ведомств, МИДа и МЧС).

Статья Конституции: часть 3 статьи 107, часть 2 статьи 108 (Глава 5. Федеральное Собрание)

Что предлагают изменить: 107 и 108 статьи регламентирует порядок и сроки подписания президентом и обнародования федеральных законов. В нынешней редакции третьей части 107 статьи указано, что если президент в течение 14 дней с момента поступления закона отклонит его, то Госдума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают такой закон. Если при повторном рассмотрении его в той же редакции одобрят большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов СФ и депутатов Госдумы, он подлежит подписанию президентом в течение семи дней и обнародованию. 

Согласно проекту поправок, эту норму предлагается дополнить положением следующего содержания: «если президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным судом Российской Федерации». 

Если КС подтвердит конституционность закона, то президент обязан подписать его в течение трех дней. Если КС не подтвердит – вернуть в Госдуму без подписания.

Статья Конституции: 110 (Глава 6. Правительство Российской Федерации)

Что предлагают изменить: вводит возрастной ценз – 30 лет и запрет на гражданство или ВНЖ другого государства.

Статья Конституции: 111 и 112 (Глава 6. Правительство Российской Федерации)

Что предлагают изменить: меняется формулировка – Госдума не согласовывает премьер-министра, а утверждает. Президент вносит кандидатуру на рассмотрение в течение двух недель после вступления в должность или после отставки правительства. Или в течение недели со дня отклонения кандидатуры Госдумой или отставки самого премьера.

Статья 112 расширяется: формализуется утверждение Госдумой премьер-министра, заместителей и федеральных министров.

Статья Конституции: 119 (Глава 7. Судебная власть и прокуратура)

Что предлагают изменить: вносятся требования к судьям – они должны постоянно проживать в России, не иметь гражданства или ВНЖ другого государства.

Статья Конституции: 125 (Глава 7. Судебная власть и прокуратура)

Что предлагают изменить: сократить число судей в Конституционном суде с 19 до 11. Сейчас в состав КС входит 15 судей. 

Также Конституционный суд сможет проверять по просьбе президента не вступившие в силу законы субъектов России – но до того, как их подписало высшее должностное лицо субъекта, то есть глава или губернатор региона.

Статья Конституции: 128 (Глава 7. Судебная власть и прокуратура)

Что предлагают изменить: председатель, его заместитель и судьи Конституционного суда, председатель, его заместители и судьи Верховного Суда теперь будут назначаться Советом Федерации по представлению президента. Что касается других федеральных судов, порядок назначения будет устанавливаться федеральным законом.

Статья Конституции: 129 (Глава 7. Судебная власть и прокуратура)

Что предлагают изменить: Статья о прокуратуре переписана полностью. Конечно, главным образом, прописывается согласование кандидатур с Советом федерации. Но в первой части статьи о прокуратуре в Конституции планируют добавить:

«Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции». 

Статья Конституции: часть 3 статьи 132, статья 133 (Глава 8. Местное самоуправление)

Что предлагают изменить: обозначить, что органы местного самоуправления и органы госвласти входят в единую систему публичной власти в России и взаимодействуют «для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Единственная проблема: в российском законодательстве (в том числе, в Конституции) нет термина «единая система публичной власти». 

Статья 133 меняет формулировку права на компенсацию дополнительных расходов: вместо прежних «в результате решений, принятых органами государственной власти» предлагается «в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение».

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).