будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Страна

Что недоговаривает Путин

Во вчерашнем интервью Путин озвучил предложение вернуть в Совет федерации губернаторов и спикеров региональных парламентов – "для решения общенациональных задач" вроде объявления войны, использования войск за рубежом и утверждения бюджета. При этом президент оговорился, что "текущую работу" в верхней палате "все-таки нужно проводить на постоянной и профессиональной основе". Однако по сведениям «Полит.ру» задуманная реформа шире, и  теоретически обсуждаются и разрабатываются проекты формирования СФ, при которых  один или оба из членов Верхней палаты будут избираться из кандидатур, представленных соответственно исполнительной и законодательной властями региона.Об этом свидетельствует и уже готовый проект опубликованный на сайте  Сергея Миронова и заявления главы ЦИК Александра Вешнякова. Об этом Путин умолчал.

«Полит.ру» опросил экспертов по поводу проектов формирования Верхней палаты российского парламента. Беседовала Юлия Фабрицкая.


«Путин, говоря вчера о новом порядке формирования СФ, сказал только о возвращении в Верхнюю плату парламента губернаторов, но ничего не сказал о прямых выборах остальных членов», - прокомментировал инициативу президента зам. Гендиректора Центра Политических Технологий Борис Макаренко.
 «Я знаю, что существуют несколько проектов, касающихся этого вопроса, но президентом пока был констатирован кризис совета Федерации, связанный  с него низкой популярностью. Действительно, назначенным регионами представителям трудно доверить решение ключевых вопросов, такие, как война и мир, например. В то же время возвращение губернаторов в СФ несовместимо с его работой на постоянной основе, также заявленной президентом.
По моему мнению, единственным оптимальным способом формирования Верхней палаты являются прямые выборы обоих представителей. Причем тут может быть два варианта: выборы по предоставлению кандидатур исполнительной и законодательной властью региона или (после внесения соответствующей поправки в Конституцию) прямые выборы. Таким образом, повышается легитимность совета федерации и соблюдается активное и пассивное избирательное право  граждан. Вариант, при котором же половина сенаторов будут фактически назначаться президентом, на мой взгляд, не очень удачен и противоречит Конституции».


Впрочем, юристы также  считают, что предложения Путина по возвращению в Совет Федерации губернаторов противоречат 95-й статье Конституции. Так, председатель комитета верхней палаты по конституционному законодательству Юрий Шарандин говорит, что для реализации президентского предложения необходимо изменить Конституцию: «В 95-й статье есть положение, что в состав Совета Федерации входят по два члена от каждого региона. Их не может быть четыре и они не могут быть заменены на время. Невозможно разделить вопросы, которые решает Совет Федерации, на более и менее важные. Они четко прописаны в 102-й статье Конституции». По словам Юрия Шарандина, подобной «смешанной» системы формирования верхней палаты парламента нет ни в одной стране мира. В Конституционном суде также полагают, что предложенный проект реформирования Совета Федерации требует изменения его структуры, закрепленной в Конституции, а значит - поправок в 95-ю статью Основного закона.

Что касается факта прямого избрания членов СФ, то к этому отношение может быть только позитивное. Такое мнение высказал эксперт Центра Карнеги Николай Петров. «Будет плохо, если мы лишимся губернаторских выборов, но если будет снова введена система прямого избрания членов СФ, то, конечно, это намного лучше, чем нынешняя схема, и я думаю, что сама Верхняя палата Федерального Собрания, которая будет сформирована в результате избрания, будет более ответственна перед населением соответствующего региона, а не так, как сейчас — перед теми группами, включая Кремль, который их направил, и будет в значительной мере выражать интересы региона, а не какие-то корпоративные интересы, как сейчас.
Еще в мае, когда ЦИК предлагал пакет изменений в избирательном законодательстве, они увязывали переход на пропорциональную систему при формировании Думы с возвратом к прямому голосованию за членов Совета Федерации, считая, что только таким образом можно избежать нарушения Конституции в части предоставления права всем гражданам направлять своих представителей в Федеральное Собрание. Поскольку граждане в значительной мере теряют такое право при отсутствии одномандатных округов, то это будет компенсировать прямое избрание Совета Федерации.


Существует несколько вариантов реализации этой идеи, в частности, за переход к прямому избранию членов СФ выступали очень многие политики, включая спикера палаты — Миронова.
Что касается эффективности такого рода схем, то из тех трех моделей, которые были опробованы — прямое избрание членов СФ в 1993-95 гг., формирование из губернаторов и глав законодательных собраний до 2000 года и новая модель с назначением представителей, — наиболее эффективной в условиях назначаемости губернаторов и контроля над административным ресурсом со стороны Кремля является первая схема. При этом, по-видимому, у Кремля есть ощущение, что даже выборы в Совет Федерации будут в достаточной степени контролируемы и не принесут ненужных сюрпризов.


Я считаю, что и Кремль, и политическая элита в целом заинтересованы в том, чтобы интересы регионов были представлены в Москве и при этом достаточно публично, т. е. то, что происходит сейчас — это так или иначе интересы регионов представляет, но это происходит очень непублично, не открыто, и, естественно, является отличной почвой для любого рода нарушений, коррупции и так далее. Если же это превратится в более публичный и открытый механизм, то удастся избежать целого ряда отрицательных моментов, сейчас имеющих место. И создаст более эффективный механизм взаимодействия федеральных и региональных элит, в чем, безусловно, заинтересованы и те, и другие».


В том, что избрание членов Совета Федерации уравновесит другие реформы, предлагаемые президентом уверен и губернатор Ярослаской области Анатолий Лисицын.   «Я считаю, что необходимо переназначить всех губернаторов в течение следующего года и провести свободные выборы в Совет Федерации по мажоритарному принципу. Последнее уравновесило бы ситуацию и в Госдуме, и в СФ, и в регионах.

То, что членов Совета Федерации должны выбирать прямым голосованием
граждане, считает и председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников.
При этом, по мнению сенатора,  такая система должна вводиться не в качестве компенсации перехода на пропорциональную систему выборов или назначение губернаторов, а как нормальный естественный демократический процесс. Т. е. как можно более широко должна существовать система прямого голосования граждан и как можно меньше должно быть различных схем назначений. Я выступаю за максимально широкое прямое участие граждан в формировании органов власти. Поэтому считаю, что правильно и сенаторов, и губернаторов, и депутатов выбирать. Чем больше выборов, тем лучше».

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).