Предуведомление такое. Все фильмы ММКФ посмотреть невозможно, кроме конкурсов еще множество программ, фильмов сотни, а неделя одна. Поэтому тут избранное из того, что успел посмотреть. Почему именно эти? Есть фильмы, восхитительные «не почему». Когда так, тут и говорить не о чем. С остальными – происходит примерно так. Кинокритик Наташа Четверикова обычно говорит минут через десять после начала кинопоказа: «мы с вами это уже видели». Я сначала-то возражал, потому что всегда помню, что мы видели, а что нет. Потом понял, что она не конкретную картину имеет в виду, а драматургические конструкции, которых, действительно, не так уж и много, особенно в жанровом кино. Но, кроме драматургии, в кинематографе ж есть и многое другое! Актерская игра там, голые женщины, знакомые города, музыка и многое другое. В общем, есть такие фильмы, которых «мы с вами не видели». Но это редко и тут и лишних слов не надо. В категории «мы с вами это уже видели» мне больше всего нравятся пацанские фильмы. В этом особенность этих рекомендаций, которую прошу учесть.
Выдающийся документальный фильм «Потому что мы мужики» FOR VI ER GUTTA , режиссеры Петтер Соммер и Ю Вемунн Свендсен. По мне, его можно считать одним из образцовых документальных фильмов. И он при этом тоже пацанский. Мужской хор готовится выступить на разогреве в Black Sabbath, режиссер на одной из репетиций сообщает, что он неизлечимо болен и не доживет до выступления. Потом он рассказывает уже об этом признании, что получилось как-то так, будто он прошел обряд инициации и мужики приняли его в свое племя. История очень человеческая и без фальши.
«Импровизаторы», Япония, режиссер Сабу. Я где-то про него прочитал, что это фильм «посттарантиновский». Для меня – это скорее похвала, но сам режиссер на прессухе сказал, что хотел сделать что-то этакое, чего еще не было. Может быть, в Японии такого и не было, но во всем мире уже больше двадцати лет так делают. Гонят евробонды в Японию. И тут как-то заявленная амбиция немного лишняя, потому что композиционно фильм строится как «Криминальное чтиво», «Сука любовь» и т.д. И сейчас - это просто такая уже традиционная конструкция, без заявок на новаторство. Но сами истории, которые в нём переплетаются, просто отличные. Особенно про то, как одна женщина украла певца для женщин и силой заставила написать песню, посвященную ей. Вот фрагмент
Фильм открытия «Император Парижа» Жана-Франсуа Рише. Вот этот фильм, мне кажется, настоящий пацанский. Во-первых, он мне нравится сейчас и если бы мне, десятилетнему его показали, он бы мне тоже понравился. Во-первых там, как говорится, роскошные злодеи. Прямо загляденье, какие же это мерзавцы и негодяи! Одного, например, играет сам Дени Лаван, можете себе представить! В общем, и кино-кино, и герой – герой (Венсан Кассель с возрастом только лучше), и красавица – красавица, и гады – конченые гады, и мораль как во всех фильмах большого стиля – «тем не менее, надо служить родине». Сомнительно еще, конечно, что французы вдохновлялись российским «Статским советником» Ф.Янковского и Б.Акунина (который тогда был еще не против кровавого режима), а, значит, имеется какой-то могучий международный архетип, в соответствии с которым, в финале главный герой, выбравший миссию защищать государство от подонков (а кому ещё?) идет, героически хромая, с палочкой по площадям с государственной символикой. И, конечно, я-то, теперь взрослый, и могу показать те места в фильме, где не очень с драматургией, но пусть занудствует кто-нибудь еще. Не будет же нормальный человек укорять создателей «Неуловимых мстителей» в некоторых натяжках? Тут русский трейлер. В прокате будет у нас летом.
Про сложный выбор - финский фильм «Пустота» режиссера Алекси Салменперя. У писателя творческий кризис тянется и тянется, семья развалилась, книга не идет, издатели отсуживают крупную сумму за срыв контракта. А тут старший товарищ, у которого и так уже книг вышло выше крыши, написал еще одну очень хорошую книгу. Забирай, говорит, брат, на здоровье, и выпускай под своим именем, а то сил нет смотреть, как ты мучаешься. Иначе сожгу этот единственный экземпляр. Тот – тудем-сюдем, а старший товарищ возьми, да и умри на самом интересном месте. Что делать?
«Тренинг личностного роста», Казахстан, режиссер Фархат Шарипов. Опять сложный выбор, опять пацанские дела, встречаются однокурсники во взрослой жизни, один другому обеспечивает карьеру, но тот должен забыть, что одна их общая знакомая как-то уж очень загадочно исчезла. У нас такие ситуации когда-то любили описывать Миндадзе и Абдрашитов. Видно, что режиссер умный человек, а это не так часто случается, как хотелось бы. И он сам из Алма-Аты, а там еще столько прекрасных людей живет, например, режиссер-документалист Тарас Попов, о котором, к сожалению, давно не слышно.
«День субботний», Бангладеш, режиссер Мостафа Сарвар Фаруки. Террористы захватывают кафе, сразу убивают иностранцев, а землякам устраивают экзамен на правоверность. Кураторы бандитов поставили им задачу, чтоб те из захваченных земляков, кому посчастливится выжить, рассказали потом миру, как эти шахиды были строги к вероотступникам. Но у бандитов не получается свести концы с концами в пафосе, они попадают в смешные положения, при том, что кровь, убийства и ужас. До комедии не доходит, но выглядят они не как герои веры, а как отмороженные придурки. Снято «одним кадром» оператором из Казахстана, лауреатом Берлинале Азизим Жамбакиевым. Мало того, что картина попала в повестку после событий в Шри-Ланка, режиссера и актрису Нусрат Амроз Тиши радикалы объявили врагами веры, фильм в стране запретили на всякий случай. Этот фильм уже получил несколько призов (Белый слон и Приз Коммерсанта») . Думаю, что и какие-то основные призы ему тоже достанутся.