будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 12, 2025
Страна
Долгин Александр

Что спасет мир?

Что спасет мир?
adolgin
Александр Долгин

В последнее время оживились разговоры о целесообразности обложить поборами роскошь – с таким рецептом выступила «Справедливая Россия». Депутаты планируют внести в Думу законопроект о федеральном налоге на эксклюзивное потребление.

Что попадает в категорию роскоши? Наряду с самолетами, вертолетами и яхтами, сюда отнесли катера от 2 млн. рублей, дома и земельные участки дороже 15 млн. рублей, автомобили, ювелирные изделия и произведения искусства стоимостью свыше 300 тысяч.

Кое-что в списке удивляет. К примеру, не ясно, автомобиль класса Хенде Акцент – это в представлении депутатов, роскошь или средство передвижения? Если первое, то неровен час в список излишеств попадут подвенечные платья ценой от 2000 у.е. или платное обучение в вузе. Это сделало бы абсурдность градации «роскошь – не роскошь» еще более очевидной.

Социальная справедливость или, говоря иначе, общественное благосостояние – тонкая, малопонятная субстанция. Великие экономисты много размышляли над критериями ее приращения, позволяющими предсказывать, чем для общества обернется то или иное нововведение. Не сказать, чтобы их поиски увенчались успехом и дали простую, вразумительную формулу. Одно стало ясно как день – кавалерийские наскоки на социальный процесс не ведут ни к чему хорошему.

Однако, может быть, с роскошью все проще? Но вот незадача: чтобы облагать нечто налогом, надо четко прописать, с чего он взимается. Ценовым ориентиром тут не отделаешься – он может дрейфовать из-за инфляции или по каким-то другим причинам. Нужен простой и понятный всем индикатор того, что считать роскошью. А его пока не находится. Даже передовая культурология не располагает в настоящее время хорошей рабочей гипотезой.

У экономики по этому поводу имеется весьма определенное суждение: она относит к роскоши товары, чья стоимость в три и более раз выше, чем у товаров класса люкс (к последним относят изделия с наивысшими функциональными качествами). Но такое понимание роскоши практически обессмысливает законодательную инициативу, так как резко сужает налоговую базу. Ведь если прислушаться к экономистам, то BMW 7-й серии стоимостью $150 000 – это люкс, а никакая не роскошь. А ради одних только Феррари и Ламборджини, которые, безусловно, – роскошь, ломать копья не стоит.

Точно так же вряд ли правомерно относить к роскоши 75-метровую квартиру на Кутузовском проспекте, хотя ее цена переваливает за установленный норматив в 15 млн. рублей. На этой площади может проживать семья среднего достатка из пяти человек, не готовая платить исчисленного депутатами налога. Никто, конечно, не строит козней специально против этой категории граждан, но пострадают именно они. А увертливые, скользкие в налоговом отношении персонажи выкрутятся. Социальная система, как за ней водится, перераспределит нагрузку на плечи слабейших, и эффект будет противоположен намерениям.

Но отвлечемся на минуту от спорной ценовой планки и налоговых лазеек. Допустим, что все пройдет гладко. Так ли хороша инициатива "Справедливой России" даже при идеальном раскладе? Верно ли, что если кто-то, не стесняясь, тратится на прихоти, то его следует принудить делиться с теми, кто лишен самого необходимого? Получится ли скрестить липосакцию с анорексией?

Может, депутаты настолько поднаторели в роскоши, что ведут какую-то сложную игру-перевертыш? Можно предположить следующее: если цены рванут в заоблачную высь, скорее всего выиграют богатые. Механика здесь такова: от допналога роскошь станет менее доступна, а стало быть, еще более роскошна и привлекательна для статусных игр. Это иезуитство сто лет назад вывел на чистую воду экономист Торстейн Веблен. Он подметил, что праздные классы потребляют не вещи, а в первую очередь, их цену: самое важное для них не удобство и польза от покупки, а чтобы она сигнализировала кому следует о потраченной сумме. Тогда все смогут оценить удачливость и значимость человека, совершившего трату.

Веблен откровенно недолюбливал богатых, и оттого был особенно наблюдателен и придирчив к их слабостям. Но, строго говоря, он не открыл ничего принципиально нового. Траты напоказ бытовали испокон веков, и пустым фанфаронством они представляются лишь очень наивным людям. Вожди, императоры, удачливые купцы и фабриканты – все знали толк в бросании денег на ветер. Они не просто потакали мимолетным прихотям, а сигнализировали о своем статусе, капитале, положении. И не могли, не имели права не произвести блистательной траты, которая узаконивала бы их амбиции в глазах общественности. Статусная трата – почти императив. Она точнейшим образом маркирует, кто есть кто, и стоит ли иметь дело с этим человеком. Если рассуждать таким образом, нет ничего дурного в том, что барьеры обладания роскошью подрастут. И, стало быть, в затее «справедливых россиян» есть рациональное зерно: богатства перераспределятся, и при этом никто не останется в накладе.

Однако депутаты не сделали поправки на эпоху: со времен Веблена многое изменилось – игра в статусы и показное потребление стала всенародной. Все страты вовлечены в складывание точно таких же шифров и семиотических кроссвордов, что и богатые, только меньше об этом задумываются. Имиджевой игрой и самопрезентацией забавляются все до единого слои социальной пирамиды, она сделалась содержанием и острием повседневности.

На статус тратятся едва ли не более охотно, чем на физиологию, это съедает значительную часть бюджета даже у самой скромной семьи. Поэтому, строго говоря, мытарям нашлось бы, чем поживиться – ведь у каждой социальной группы свой минимум и своя точка отсчета для излишеств.

Вопреки распространенному мнению, объективный минимум потребления нисколько не объективен. Он поразительно относителен. Человек адаптивен к условиям, для него главное – чтобы было не хуже, чем у людей. Нет такого урезанного до предела набора благ, про который можно было бы сказать, что хуже некуда. К примеру, пшенная каша на воде, кирзовые сапоги и электрокипятильник – это что ли минимум миниморум, без которого не жить? Однако живут, и еще как! Воображаемый, пугающий всех минимум или черта бедности отмеряется от стандартного пакета, а сам этот пакет (или норма) зависит от социальных, а вовсе не базовых, физиологических потребностей. К тому же удовлетворять последние столь же неинтересно, как утолять голод пищей, лишенной запаха и вкуса (вероятно, когда в Средневековье в Европу стали завозить пряности с Востока, это излишество послужило заметным толчком к развитию капитализма и эпохи потребления). В этом смысле роскошь относительна, как относительны привычки, типичные для данного региона, от которых эта роскошь отсчитывается. Для кого-то сытное фастфудовское меню – роскошь. Ее тоже можно налогооблагать по полной.

Но если у всех излишества, значит, и стричь следует всех? Тогда к чему этот налог, дискриминирующий данный вид потребления? Смею полагать, наиболее продуктивный.

Ведь с роскошью и осуществляемым с ее помощью перераспределением богатств дело обстоит очень хитро. Сверхпотребление – это замаскированная благотворительность. Минимум девять десятых цены роскоши платится сверх производственной себестоимости. Куда идут эти 9/10? По сути это добровольные пожертвования в адрес производителей и дистрибьюторов, живущих с продаж прекрасного. Авторы, дизайнеры, подмастерья, обслуживающий и торговый персонал, еще масса рабочего люда кормится от щедрот состоятельной публики.

Как ни странно, сами любители роскоши не в курсе альтруистичной стороны дела. Иначе кичились бы своей социальной ответственностью и благотворительностью. Однако ничего подобного не происходит. Две стороны одной и той же монеты – социально-статусные игры и социальная благотворительность – распараллелены в их сознании. И это чудо как хорошо! Играют себе, а окружающим прямая польза.

Вот и не ворошить бы медоносный улей. Но глас народа не знает удержу: депутаты ведут себя так, будто отнять и поделить – плевое и априори праведное дело. Хотя двинься социум на йоту в сторону принудительного перераспределения – улетучится не только то, что намеревались делить, но и кое-чего посущественней. Мотивация к зарабатыванию и трате – это сук, на котором покоится общество. Подави ее – увянет спрос, а вслед ему сдуется предложение. Без производства роскоши и шика зачахнет производство высших, эталонных образцов, начнет сворачиваться система качества, исчезнут школы мастеров, способных его воспроизводить. За этим последует размывание иерархии, всеобщее равнение на отстающих и регресс.

Проще говоря: когда поблекнет красота, что же спасет мир?

Обсудить статью

См. также:

  • Долгин. «Нет абсолютной уверенности, что фонограмма - это зло»
  • Долгин. Литературные трудни
  • Долгин. Культурная политика: каким должно быть государство
  • Долгин. Фаст-фуд в культуре
  • Долгин. Кто отберет лучшее?
  • Долгин. «Проект реформы социальной сферы – это позитивная провокация»
  • Долгин. "Надо пробудить вкус человека ко времени"
  • Лекция Александра Аузана. Договор-2008: критерии справедливости
Долгин Александр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).