«Модернизация», «инновации», «диверсификация экономики» - который год твердим, как заклинание. А воз и ныне там. Правительство РФ вроде и пытается способствовать инновационной деятельности, но над ним словно довлеет проклятье царя Мидаса: бедняге хотелось воды и хлеба, но буквально все, к чему он прикасался, превращалось в золото, и только в золото. Государственная венчурная компания вообще не заморачивалась поддержкой рисковых проектов, а выгодно пустила в рост казенные средства и теперь даже гордится финансовыми достижениями. Госпрограмма по созданию технопарков в сфере высоких технологий, на которую уже потрачено около семи бюджетных миллиардов, обернулась строительством нескольких бизнес-центров класса «А». Естественно, туда не удается заманить инновационный бизнес, как правило, не располагающий средствами для аренды шикарных помещений. Теперь отдельные госчиновники распространяют слух, что малых высокотехнологичных предприятий в России просто нет – им так жить гораздо спокойнее.
Закон о технопарках, инициативно разработанный в Государственной Думе, безнадежно застрял в согласованиях, поэтому вопрос о самом понятии «технопарк» остается дискуссионным.
В соответствии с приказом МЭРТ четырехлетней давности, технопарком предлагается считать «имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 кв. м».
Остается неясным, почему осуществление столь масштабных девелоперских проектов должно привести к расцвету высоких технологий. Особенно в ситуации, когда в стране повсеместно простаивают огромные предприятия, площади которых активно сдаются в аренду под склады и развлекательные комплексы.
В настоящее время регулятором госпрограммы выступает Министерство информационных технологий и связи РФ. После недавней масштабной проверки существующих и строящихся технопарков министерство заявило о необходимости корректировки программы. Теперь субъектам федерации предлагается в кратчайшие сроки разработать собственные концепции и бизнес-планы технопарков, которые будут рассмотрены в министерстве для решения вопроса о финансировании.
В Новосибирской области наконец-то решили пойти разумным путем – спросить самих инноваторов, в какой помощи со стороны государства они нуждаются. Инновационный бизнес проявил незаурядную активность в генерировании предложений. Консультации проводятся на уровне главы администрации области, и, по общему мнению, приближают участников процесса к лучшему пониманию проблемы.
Новосибирскому технопарку сам бог велел базироваться в Академгородке, где имеются все предпосылки для развития масштабной инновационной деятельности. Кроме научных институтов СО РАН и госуниверситета, здесь успешно действуют несколько десятков частных высокотехнологичных компаний, научившихся выстраивать свой бизнес «от идеи до товара» (кстати, без всякой помощи государства). Именно такие малые предприятия обеспечивают технический прогресс в высокоразвитых странах, вступивших в эпоху постиндустриального развития. Они и должны стать ядром технопарка. Еще несколько лет назад инновационные компании Академгородка объединились в ассоциации «Сибакадеминновация» и «Сибакадемсофт», каждую из которых можно считать прообразом саморегулируемой организации. Саморегулирование хорошо тем, что позволяет относительно безболезненно решить вопросы, непосильные для госчиновников. Состоявшимся предпринимателям виднее, что такое инновационная деятельность и какие предприятия следует считать инновационными (и достойными господдержки). Объединение инноваторов способно стать не просто пассивным объектом заботы со стороны государства, но его деятельным партнером, предлагающим свое понимание инновационного развития в целом и назначения технопарков в частности.
Государственная поддержка весьма желательна для развития инновационного бизнеса по той причине, что он является высокорисковым и не самым привлекательным для частных инвестиций, особенно в условиях современной России. Совокупность рисков можно представить как полосу препятствий, которую инноваторам приходится преодолевать на пути к успеху. На каждом препятствии теряется в первую очередь время, темп, что может привести к обессмысливанию инновационной деятельности, поскольку инновация – это то, что некто сделал первым и с этого первенства получает основные дивиденды. Большинство стартующих высокотехнологичных компаний вообще не доходят до финиша, хотя в более благоприятных условиях многие из них могли бы нормально развиваться и производить инновационную продукцию.
Российское государство, заинтересованное в становлении «экономики знаний», может содействовать минимизации рисков инновационной деятельности, снизив или устранив хотя бы некоторые элементы «полосы препятствий».
Минимизация рисков приведет к тому, что гораздо больше инновационных проектов будут заканчиваться позитивным результатом – то есть успешной разработкой и реализацией инновационной продукции.
Первым препятствием для инновационной компании являются сложности с получением «места под солнцем». Поэтому технопарк – это в первую очередь территория, специально отведенная для производственной, образовательной, выставочной деятельности и для проживания сотрудников малых высокотехнологичных предприятий. Строительство на территории технопарка может вестись как силами самих резидентов, так и привлеченными инвесторами, при обязательном контроле целевого использования земли и помещений. Желательным элементом технопарка является бизнес-инкубатор – государственное или муниципальное учреждение, предоставляющее комплекс услуг и помещения для стартапов по льготной фиксированной цене. Никто не вправе навязывать резидентам технопарка не согласованное с ними строительство.
Как правило, инновационные компании жалуются на трудности с получением финансирования. Не менее сложно найти платежеспособных покупателей инновационной продукции. Особенно в кризисный период такие препятствия кажутся непреодолимыми. На самом деле они могут быть устранены достаточно простым способом – государственным или корпоративным заказом на решение критически важных задач в различных отраслях экономики. Компания, предложившая наилучшее инновационное решение проблемы, автоматически получает и средства для организации производства, и гарантированный сбыт. В отличие от госучреждений, бизнес-структуры не могут рассчитывать на бесконечное финансирование разработок, поэтому будут стремиться быстро и качественно выполнить заказ, чтобы получить следующий. Удачные «заказные инновации» в перспективе могут стать серийной, в том числе экспортной продукцией, выпуском которой будут загружаться мощности крупных предприятий. К слову, на принципе госзаказа частным предприятиям построена инновационная система Израиля, и результаты впечатляют: Россия и другие страны закупают современную авионику и самолеты-беспилотники у этого крошечного государства.
Малые инновационные компании, особенно начинающие, не могут позволить себе содержать в штате юристов, экономистов, патентоведов, маркетологов и прочих специалистов, услуги которых необходимы время от времени. Но когда такая потребность возникает, их приходится искать методом проб и ошибок, что приводит к существенным непроизводительным затратам. В составе технопарка необходимо предусмотреть консалтинговую структуру, которой желательно предоставить некоторые средства на период становления, чтобы впоследствии она могла перейти на полную самоокупаемость.
Достаточно серьезной проблемой для инновационной компании может стать кадровый вопрос. Иногда рациональнее не искать специалиста, а подготовить его на месте. Было бы полезно на базе технопарка организовать учебный центр для подготовки квалифицированных рабочих, конструкторов, инновационных менеджеров из числа студентов-старшекурсников и граждан, желающих пройти переобучение.
В сфере высокотехнологичного приборостроения, имеющей хорошие перспективы в России, главные препятствия в инновационном процессе возникают при материализации разработки. Чтобы быстро и качественно сделать работающий макет (прототип) устройства, инновационной компании надо или содержать собственный полностью укомплектованный производственный парк («натуральное хозяйство»), или искать субподрядчиков на крупных предприятиях. Первый вариант не рационален экономически, а второй крайне проблематичен в условиях упадка и отсталости традиционной промышленности. В составе технопарка необходимо создать технологическую инфраструктуру, которая быстро окупится, если будет разумно устроена. Под инфраструктурой подразумеваются не традиционные экспериментальные мастерские коллективного пользования, а набор отдельных полностью самостоятельных малых предприятий, каждое из которых «закрывает» определенный технологический сегмент, оснащено современным высокопроизводительным оборудованием и готово принимать заказы, начиная с одной детали. Рентабельность такого предприятия – вопрос квалификации менеджмента. Государственная поддержка необходима на этапе комплектации предлагаемого «технологического супермаркета» современным оборудованием, а так же конкурсного отбора и обучения руководителей этих предприятий.
Существенной проблемой для инноваторов зачастую становится взаимодействие с различными разрешительными органами. В частности – с таможенной службой. Неоправданные задержки в продвижении через границу необходимых комплектующих и готовых изделий приводят к срыву сроков изготовления и поставки продукции. Возможно, остроту проблемы мог бы снять специализированный таможенный пост на территории технопарка.
Итак, технопарком предлагается считать: а) комплекс мер государственной поддержки инновационной деятельности, привязанный к территории, специально отведенной для размещения инновационных предприятий и необходимой инфраструктуры, б) совокупность инновационных компаний-резидентов, в) одноименную управляющую компанию (дирекцию технопарка). Территориальная привязка мер государственной поддержки позволяет не распылять бюджетные средства и облегчает контроль их целевого использования. С точки зрения высокотехнологичного бизнеса, общий бренд технопарка удобен для привлечения заказчиков.
Государство, создав условия для нормального функционирования высокотехнологичного бизнеса, вправе рассчитывать на существенный экономический эффект.
Можно и вообще ничего не делать, а подождать пару десятков лет, пока инновационные компании либо исчезнут, либо переведут свой бизнес за рубеж, либо разовьются до такой степени, что смогут самостоятельно выстроить необходимую инфраструктуру. Правда, к тому времени может прекратить существование само Российское государство, не выдержав конкуренции с более развитыми странами...
Новосибирск