Выборы губернаторов в 25 регионах России, запланированные на 14 сентября, пройдут по «референдумному» сценарию, а Астраханская, Мурманская области, Красноярский край, Республика Алтай и Саха могут ожидать конкурентной кампании. Об этом в своем докладе заявили представители Фонда развития гражданского общества. Эксперты, опрошенные «Полит.ру», считают, что шансы в этих регионах есть, но они минимальны, поскольку действующая власть подготовила почву для желательного результата задолго до начала голосования.
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) 25 августа опубликовал доклад «Региональные выборы-2014. Сценарии кампаний и прогнозы». В докладе отмечается, что дополнительный электоральный бонус кандидатам от власти дает высокий рейтинг президента Владимира Путина, связанный с внешне- и внутриполитическими событиями. Назначив действующих губернаторов временно исполняющими обязанности, президент фактически передал им «часть своего рейтинга и политического авторитета» и свел большинство выборов к «референдумному» сценарию. В таком случае между кандидатами отсутствует какая-либо реальная конкуренция, а будущие губернаторы областей, республик и краев известны заранее.
Такую судьбу ФоРГО предсказывает почти всем регионам, исключая лишь пять из них. Балансирует между конкуренцией и референдумом Мурманская область. Опасность для врио губернатора Марины Ковтун представляет экс-вице-мэр Мурманска, заместитель председателя Мурманской областной Думы «эсер» Александр Макаревич. Если ему удастся мобилизовать ресурсы и эффективно ими распорядиться, то он вполне сможет вытолкнуть Ковтун во второй тур, говорится в докладе. Врио губернатора Красноярского края Виктору Толоконскому конкуренцию могут составить депутат Заксобрания, последний председатель Крайисполкома коммунист Валерий Сергиенко и депутат Городского совета Красноярска, член партии «Патриоты России» Иван Серебряков, которого продвигает авторитетный местный политик и бизнесмен Анатолий Быков.
Дополнительная сложность заключается в том, что Толоконский не поменял ответственных за внутреннюю политику чиновников, которые, по мнению авторов доклада, допустили провалы еще при прежнем руководстве.
В Республике Саха (Якутия) – еще одном регионе, где возможна конкуренция – врио главы Егору Борисову противостоит представитель «Гражданской платформы» Эрнст Березкин. Александру Жилкину в Астраханской области за голоса придется серьезно побороться с хорошо известным депутатом Госдумы, эсэром Олегом Шеиным. В Республике Алтай отнять голоса у главы Александра Бердникова могут сразу два оппонента — экс-председатель местного правительства Владимир Петров и коммунист Виктор Ромашкин. Первый в основном собирает голоса этнических алтайцев, а второй — этнических русских, что повышает риск второго тура, считают докладчики.
Эксперты, опрошенные «Полит.ру», считают, что на выборах борьба будет происходить в большей степени лишь за второе место, то есть за актуализацию партии, выдвинувшей кандидата и за ее продвижение на областные, республиканские и городские выборы. «Референдумный» сценарий выборов, политологи объясняют отсутствием ярких, убедительных и харизматичных претендентов от оппозиции. Кроме того, у большинства из них может элементарно не хватать средств на проведение интересной и заметной кампании.
С результатами, полученными ФоРГО, согласен глава Политической экспертной группы, политолог Константин Калачев. По его мнению, отсутствие у оппозиционных кандидатов шансов на победу – результат политики тщательного кадрового отбора, которая проводилась в последнее время Администрацией президента и Кремлем. «Когда Россия перешла к прямым выборам, часть губернаторов с низким рейтингом была отправлена в отставку, им пришла замена, - говорит он. – Для того, чтобы пересчитать непопулярных губернаторов сегодня достаточно пальцев одной руки - в большинстве регионов нет запроса на обновления». Он также отмечает, что Шеин проиграет Жилкину в первом туре, а в отношении Виктора Толоконского не стоит делать поспешных выводов: «Он для края человек новый, избиратели в отношении к нему еще не определились, и придя на участки они будут голосовать за действующую власть. У него есть скрытый резерв, который я бы назвал «выбором последнего дня»».
Оппозиционные кандидаты играют по определенным правилам и эти правила связаны с понятием муниципального фильтра, говорит политолог Алексей Макаркин – в большинстве случаев его преодолеть им бывает невозможно – это как «два эшелона обороны от оппозиции».
«Даже если у кандидата прекрасные шансы в крупных городах, ему нужно заручаться поддержкой муниципальных депутатов из отдаленных районов, где ситуация часто контролируется властью, - рассказывает он. - И для того, чтобы быть зарегистрированным, оппозиционному кандидату надо идти на договоренности с властью – а где есть договоренности, реальной борьбы не происходит. Кандидат должен быть благодарен и не сильно критиковать власть».
Другой проблемой Макаркин называет отстранение от выборов умеренных, не радикальных оппозиционеров – к примеру, члена фракции «Справедливая Россия» Оксаны Дмитриевой в Ленобласти или выдвинутого от партии «Демократическая правовая Россия» бывшего вице-президента России Александра Руцкого в Курской области.
Выход во второй тур для действующих губернаторов – «признак слабости», говорит он. Поэтому если кто-то из кандидатов из оппозиции выйдет во второй тур – это будет «чудом».
«В Астраханской, Мурманской области, Красноярском крае, республике Алтай и Саха шансы на второй тур просто микроскопические - при определенных условиях это возможно, но если это случится, это будет чудом, - соглашается с Макаркиным политолог Александр Кынев. – Было сделано все, чтобы зачистить выборы еще на этапе регистрации, а организация скандалов, которые были связаны с отзывом ряда популярных кандидатов выдвинувшими их партиями вряд ли были под силу региональным администрациям, тем более, что это было таким массовым явлением». Однотипные решения, принятые центральным руководством партий - свидетельство того, что стремление создать управляемые выборы и уничтожить реальную конкуренцию шло из федерального центра, говорит он.
Кроме того, Кынев считает, что на выборах можно будет наблюдать массовые нарушения: «Поскольку интриги нет, то будет низкая явка. Губернаторы не хотят иметь низкую явку, они стремятся демонстрировать влиятельность, для этого они будут стремиться нагнать явку всеми возможными способами и именно для этого понадобятся фальсификации». Стремлением повысить явку объясняет грядущие нарушения и Константин Калачев. Однако Алксей Макаркин утверждает, что фальсификации невыгодны власти, слишком «рискованны»: многочисленные митинги в Москве в 2011 году принудили власть сделать процедуры голосования и подсчета голосов «приличными».
Среди методов увеличения конкуренции на выборах подобного уровня они называютсо стороны кандидатов - знание местных бытовых проблем, работы на местной повестке дня, а со стороны действующей власти – резкое снижение муниципального фильтра и снятие необходимости квалифицированного количества районов, от которых нужны подписи депутатов. Однако на данный момент предпосылок к изменению ситуации на выборах подобного уровня нет.