В эти выходные я в первый раз в сезоне я поехал на дачу. Метро, электричка, автобус, минут 10 пешком. Столько же обратно.
Начальник московского метро Дмитрий Гаев весной говорил, что из-за кризиса в метро ежедневно стало ездить на 400 тысяч человек меньше. 400 тысяч! Но у кого я ни спрашивал, никто свободнее себя в метро чувствовать не стал. Вот и я тоже: в пятницу в шесть вечера на станции "Комсомольская" меня окружала толпа потных, диких, спешащих, поддатых, оголенных, навьюченных, шумных людей. Они были не из тех, из кого кризис вышиб желание путешествовать.
Мне вообще всегда интересно, как сухие цифры экономических отчетов связаны с реальным положением дел? Вот, например, в Эстонии: падение ВВП в первом квартале больше чем на 15 процентов. И что же? Закрылись кафе и бары? Поднялись цены? Туристов стало меньше? Я был в Тарту в конце апреля и всего этого не заметил.
Отправляясь на дачу, я думал, как жизнь в пригородах изменилась в связи с экономическим спадом. В РЖД говорят, что пассажироперевозки в первые месяцы 2009 года сократились на 20-30 процентов. В переполненной электричке этого заметно не было. Зато заметно было вот что: в поездах "Москва – Голутвин" впервые на моей памяти появились контролеры. Нет, я припоминаю, что в детстве, когда мы ездили с пацанами купаться в Золотово на каньоны, ходили какие-то смутные небритые личности, но нас никогда не штрафовали. Потом даже и смутные личности исчезли: с появлением турникетов на центральных станциях выручка РЖД, видимо, настолько увеличилась, что контролировать пассажиропоток между маленькими полустанками казалось делом совершенно излишним.
А в этот раз – и туда, и обратно – люди в форменных пиджаках, с бляхами "Центральной пригородной пассажирской компании". Почти никто не возмущается, даже те, кто без билета. Им выписывают специальную квитанцию, они с ней проходят потом через турникет, если понадобится.
"Центральная пригородная пассажирская компания" – это новый игрок на рынке железнодорожных перевозок. Она была сформирована более года назад на базе РЖД – именно сотрудники государственной монополии выполняют рейсы на локомотивах и составах, принадлежащих РЖД. За этот год в поездах появились контролеры, но вот сайт компания так и не доделала. "Компания обслуживает пассажиров на участках… , общей протяженностью более ХХ километров, при этом ежедневно перевозится более ХХ пассажиров", - говорится на сайте. Нет, речь идет не о 20 километрах и не о 20 пассажирах. Речь идет о том, что ЦППК и сама не знает, сколько пассажиров она перевозит.
Или вот еще одно отличие "антикризисной" поездки из Москвы: раньше на выезде из столицы на всех заборах черной краской было написано либо "Азеры – вон из России", либо "Веруйте, и спасетесь". Теперь надписи стали романтичнее: "Кризис, война, революция". Все той же черной краской.
Приехав на дачу, я заметил и другое изменение. Раньше наше садовое товарищество "Торфяник" охраняла семья армян. Теперь армяне куда-то уехали, вместо них поселились таджики. Что это? Обострившаяся борьба национальных кланов за строительные работы в Подмосковье? Снижение спроса на возведение заборов, душей, туалетов, садовых дорожек? Нет, все оказалось проще: армяне уехали в соседнюю "Орбиту", там им больше платят…
Мой отец договорился с таджиками из сторожки, чтобы они перекрыли ему крышу. Поторговались, договорились, походили вокруг дома, обсуждая детали на ломаном русском. Папа спросил: "Если вы все уехали в Россию, кто остался строить дома в Таджикистане?" "Как кто? – переспросил таджик. – Китайцы строят. Задешево работают".
Согласно официальным данным, ежегодно мигранты из Таджикистана отсылают на родину полтора – два миллиарда долларов (по неофициальным – гораздо больше). Наряду с экспортом хлопка и алюминия доходы от гастарбайтеров составляют основу бюджета страны. По прогнозам правительства Таджикистана, в 2009 году поступления от мигрантов сократятся как минимум на треть. Но явно не за счет одного отдельно взятого садового товарищества…
Пятнадцать лет назад на дачах были грядки. Лет пять–семь назад грядки перекопали и посеяли траву. Теперь ее надо стричь. К 2009 году решительно все на дачах обзавелись газонокосилками, а подстригать траву стало любимым развлечением. "Приезжаем вчера, а трава-то выросла, лежит уже, загибается", - пожаловался мне папа, и вновь включил мотор. Сосед слева тоже работал с газонокосилкой; между ним и папой шло соревнование. Сосед напротив завидовал: у него была только ручная газонокосилка (триммер), а не машинка. На следующий год он думал купить такую же… Я для интереса даже в Интернет залез, узнать, сколько она стоит. Триммер: от 3 до 23 тысяч рублей. Машинка: от 3 до 46 тысяч.
Но даже столь дорогое оборудование – не самая большая трата дачника. Тот же сосед с триммером достраивал дом. Сосед с газонокосилкой заканчивал гараж. Мой папа перекрывал крышу.
Надо ли говорить, что стройрынок рядом с нашими участками не закрылся из-за кризиса? И судя по тому, как бойко идет торговля, не бедствует.
Или мне это только показалось? И это опять не совпало с официальной статистикой. Ведь по данным Мособлстата, в первом квартале 2009 года производство бетона упало на 28,3 процента по сравнению с тем же периодом годом ранее, сборных железобетонных конструкций и изделий – на 41,5 процента, кирпича – на 47,2 процента. Это значит, что продавать строительным рынкам практически нечего, так – из старых запасов. Но торговля-то идет, я сам видел.
А еще я видел переполненные дачные участки. Лет десять назад я проводил на даче все свое свободное время. Я видел, как вместе со стариками умирает жизнь в поселке: москвичи все чаще приезжали в "Торфяник" только на выходные, кутнуть с друзьями на природе.
Сейчас все изменилось. По улицам вновь бегают мальчики и девочки. За ними пацаны катятся на велосипедах. В домах слышен совсем уж детский крик – малышей купают. Запах щей разливается в переулках между домами, чтобы смениться запахом дыма от "бочки", куда складывают весь мусор, который горит.
Можно ли объяснить оживление на дачах статистикой? Можно: по данным туроператоров, в 2009 году объем заграничного туризма по "пляжным" направлениям сократится на четверть. Куда поехали все эти люди? Конечно, на дачи. К забытым тещам, дедушкам, друзьям с детьми или даже в съемные домики на шести сотках…
Логично? Логично. Однако цены на аренду дач не только не растут, но и падают вместе со всем рынком недвижимости. Одни эксперты называют цифру в 30 процентов спада, другие в 20-25 процентов по сравнению с прошлым годом. Предложение на рынке по-прежнему превышает спрос… Следовательно, многие дачи так и стоят пустыми. Только я что-то таких не видел.
И последнее. У меня на даче на втором этаже собрана небольшая библиотека из книжек "второй волны". Ну, то есть тех, которые я никогда бы не стал читать в Москве, но которые чувствую, что нужны. Советская классика, воспоминания генералов о войне, старые экземпляры "Нового мира" и "Роман-газеты"…
Уезжая, я вспомнил про эти книжки. Посмотрел на полки. И взял с собой в Москву "Анти-Дюринг" Энгельса. Ведь по всем статистическим раскладам кризис. И скоро – вторая волна.