Разработать программу развития Дальнего Востока на период до 2025 года с перспективой до 2035 года поручит правительству России президент России Владимир Путин. Об этом он заявил на пленарном заседании IV Восточного экономического форума.
«Правительству дано будет поручение подготовить такой документ, сделать это в тесном контакте с дальневосточными регионами, гражданами, бизнесом, общественными и деловыми объединениями», — цитирует слова российского лидера информационное агентство ТАСС.
По мнению Путина, Дальнем Востоке реально создать центр международного сотрудничества и интеграции, что станет ресурсом для достижения целей развития и укрепления конкурентоспособности страны, а также для повышения качества жизни граждан. «Убежден, новая роль Дальнего Востока, как локомотива отечественной экономики и товарной культуры в предстоящий год будет набираться», — воспроизводит высказывание Путина газета «Известия».
Как отмечает газета «Коммерсантъ», поднимая вопрос об одной из главных проблем региона — его малой населенности и даже продолжающегося оттока населения, власти полагают, что людей можно будет вновь привлечь в регион в случае значительного улучшения социальной инфраструктуры. При этом, как говорится в докладе Госсовета от 10 сентября, в рамках реализации нового майского указа президента РФ самыми затратными для бюджета могут оказаться меры по поддержке демографии (потребуют около 700 млрд руб.) и улучшению жилищных условий населения (приблизительно 650 млрд руб.), а также почти 1,5 трлн руб. потребуется на модернизацию магистральной инфраструктуры ДФО.
В то же время ДВО можно считать перспективным полем для разного рода экспериментов, отмечают власти. Как отмечает газета «Известия», такое мнение высказал, в частности, заместитель руководителя ФТС Тимур Максимов. Напомним, с 2015 года на Дальнем Востоке создан свободный порт Владивосток, и в добавление к нему создана так называемая территория опережающего экономического развития. Кроме того, в регионе реализуется программа «дальневосточный гектар». Однако все эти меры до сих пор не привели к притоку населения в округ.
О том, что могло бы помочь развитию Дальнего Востока как макрорегиона, и о том, имеет ли экономический смысл активно заниматься этим развитием или же вопрос этот относится главным образом к сфере политики, с «Полит.ру» поговорил Илья Гращенков, президент Центра развития региональной политики.
«Дальний Восток – это довольно обширная и неоднородная территория. Есть северная его часть – Якутия, Чукотка, Камчатский край; и есть южная часть – Хабаровский, Приморский край, Амурская область, Сахалин. И очевидно, что развитие этих территорий протекает в различном ключе, поскольку все эти регионы уникальны и обладают разным стартовым потенциалом.
Если Чукотка, Магаданская область, Еврейская автономная область почти не имеют ресурсной базы и для их развития требуется или выработать специализированный подход, или просто оставить эти территории в покое, то, например, Камчатский край сейчас тал одним из лидеров инновационного развития. Там будет построен новый порт – конечная точка Северного морского пути, и Камчатка разом из некогда закрытого полувоенного региона превращается в новые ворота Азиатско-Тихоокеанского региона.
То есть появляется возможность не только торговать сжиженным газом, но и вообще сделать перевозки через север более рентабельными. Сейчас ведь многие грузы возятся в Австралию, Америку и т.д. через южный путь, который гораздо длиннее и перевозки по нему гораздо дороже. Поэтому неудивительно, что на Камчатку сейчас пришли крупные инвестиции, Корпорация развития Камчатского края заявила, что их пакет составляет 60 миллиардов рублей. Это очень большая сумма – не все корпорации развития более крупных регионов могут похвастаться такими показателями. И опыт Камчатки говорит о том, что можно инвестировать в регион со вполне обозримой перспективой возврата средств.
Между тем в округе есть и более сложные территории – тот же Хабаровский край, Приморье. Они, с одной стороны, являются более населенными, будучи более южными. С другой стороны, к ним нужен уже несколько иной подход. Во что там вкладываться? В промышленность, судоверфи? В развитие оборонки, как в Хабаровске и в Комсомольске-на-Амуре, где строят самолеты? В космодромы, как в Амурской области? Но очевидно, что некоторые крупные инвестиции в разные проекты в регионе уже сделаны, и просто бросать их смысла нет. Нужна какая-то объединяющая концепция для всего Дальнего Востока.
Этот макрорегион сейчас стоит на перепутье, будучи и очень протестным, и очень азиатскиориентированным. Он очень тесно связан с соседними странами – Кореей, Китаем. Между ними большая миграция – вплоть до того, что медицина, культура, обучение давно уже взаимопроникли друг в друга. Россияне ездят лечиться и учиться в Корею, корейцы ездят за рыбопродуктами и дешевыми природными ресурсами на Дальний Восток. Поэтому стоит, как мне кажется, все-таки понять, как России реально взаимодействовать с Дальним Востоком, как их связать.
Ведь на сегодняшний день с регионом нет дешевого авиационного сообщения, практически нет и сообщения железнодорожного, а автомобильное сообщение слабое. Поэтому этот вопрос является одним из первых. Ну и, уже исходя из инфраструктурных решений, надо будет думать об экономической стороне. И, как мне кажется, бросать все на полпути было уже странно – надо развивать этот регион. И да, это сейчас полигон номер один для апробации новых необычных решений», – сказал Илья Гращенков.