Выделять по 30 млрд рублей в год на развитие Дальнего Востока намерено правительство России. Переселенцам в регион также планируется увеличить подъемные вчетверо, до 1 млн рублей.
О решении выделить на развитие региона ежегодно до 2024 года по 30 млрд рублей, не считая затрат на Транссиб и Дальневосточный государственный университет, журналистам сообщил по итогам совещания президента России Владимира Путина с правительством полпред главы государства в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
«У нас сегодня существуют оценочные расчеты, это сумма порядка 30 миллиардов рублей в год. Это без учета Транссиба, Дальневосточного федерального университета», – передает слова Трутнева интернет-издание RNS. При этом полпред уточнил, что речь идет о средствах как на социальные, так и на экономические проекты.
Он также рассказал о предложении увеличить подъемные с 225 тысяч до 1 млн рублей и увеличить финансирование программы переселения соотечественников. По словам полпреда, предусмотрены и другие меры стимулирования притока и роста населения в регион: прибавка к выплате за первого ребенка и 30% к материнскому капиталу, а также возможность для семей с детьми брать ипотеку под 2% годовых.
«Главную задачу, которая перед нами стоит, мы пока еще не решили. Мы не остановили отток населения», – приводит информационное агентство «Интерфакс » слова Трутнева.
Как напоминает информационное агентство РБК, законопроект о выплате 1 млн рублей подъемных при переезде на Дальний Восток был внесен Минвостокразвития в Госдуму в январе 2018 года в ходе поправок к программе трудовой мобильности. Эта программа запущена в 2015 году. Она предусматривает, в частности, создание в регионе около 120 тысяч рабочих мест к 2025 году, причем планировалось, что около 60% из них займут переселенцы из других регионов России и из-за границы.
О том, какими особенностями отличается регион Дальнего Востока и какие результаты из-за этого показывают начатые в нем программы, с «Полит.ру» поговорил Владимир Климанов, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС.
«Прежде всего, хочу отметить тот факт, что Дальний Восток действительно сильно отличается от всех других макрорегионов нашей страны по основным социально-экономическим характеристикам. И в этой связи меры, предпринимаемые с точки зрения регионального развития, так или иначе должны включить индивидуальные составляющие, нацеленные на развитие регионов Дальнего Востока.
Это объективная реальность: когда на такой большой территории проживает население, равное всего лишь половине населения Москвы, мы не сможем получить схожих со среднероссийскими параметров по обеспеченности этого населения объектами социальной инфраструктуры и доступностью целого ряда социальных услуг хотя бы просто в силу транспортной удаленности жителей от мест производства этих социальных услуг. Аналогичные вопросы будут касаться и развития энергетической инфраструктуры, и других секторов, которые связны с жизнедеятельностью на Дальнем Востоке.
В то же время мы, безусловно, должны сохранить дальневосточный регион в рамках единой страны, единого народно-хозяйственного комплекса. В конце концов, сохранить население Дальнего Востока в рамках единого российского социума. И в этой связи оправданность таких индивидуальных мер мне кажется объективной.
Много или мало денег закладывается на такого рода меры, сказать сложно. Очевидно, что всегда выделенных финансовых ресурсов будет не хватать. Но мне кажется, в связи с этим нужно трезво подойти к целому ряду оценок, которые сейчас делаются, в том числе и прогнозных. Ну, хотя бы связанных с тем, что население Дальнего Востока будет возрастать. Я не слышал пока официальной позиции по поводу того, что те параметры, которые заложены, например, в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, в других документах, которые связаны с демографическими ожиданиями, целями и задачами, подвергнутся какой-то критике и корректировке.
Мы видим, что прописаны параметры увеличения населения Дальнего Востока к 2025 году до 6,5 миллиона человек при нынешних 6,2 миллиона. Но источников увеличения такой численности населения – на 300 тысяч человек – лично я пока не вижу. Мне кажется, нужно либо честно сказать, что параметры тут заложены избыточные, либо просто создать административный механизм решения этой проблемы путем активного заселения этого региона с помощью, может быть, финансовых инструментов; может быть, административных решений, которые здесь могут быть применены. Но нельзя скрывать эту проблему далее.
Аналогичные различия в оценках ситуации и реального положения дел, как мне кажется, происходят и с точки зрения привлечения туда инвестиций. Применяется достаточно много инструментов привлечения инвесторов, но очевидно, что те результаты, что получаются по факту, не соответствуют нашим ожиданиям от применения этих инструментов.
Действительно, на Дальнем Востоке сочетаются все возможные формы работы с инвесторами. Это и особые экономические зоны, и территории опережающего социально-экономического развития, и поддержка моногородов, и региональные инвестиционные проекты, которые заложены в Налоговом кодексе, и особый статус свободного порта Владивосток. И, наконец, прямой отбор инвестпроектов, получающих дополнительное финансирование из федерального бюджета в рамках государственной программы, и меры по привлечению туда и укоренению там населения путем бесплатного выделения земельных участков. И так далее, и тому подобное.
И вся совокупность этих мер, к сожалению, не приводит к желаемым результатам в части активизации роста инвестиций, активизации экономического роста в целом, а сохраняет темпы и показатели, не свойственные пока тем ожиданиям, которые закладываются в такие программы. В этой связи кардинальный пересмотр и честный ответ на вопрос о том, что здесь пока есть несоответствие ожидаемых результатов вложенным усилиям, мне кажется важной составляющей для выработки адекватных мер в будущем. Без таких шагов мы сделать этого не можем.
Но повторюсь: эти меры в любом случае будут носить характер индивидуальных и, возможно, с точки зрения разных ведомств, даже неэффективных. Здесь, по-моему, все определенно говорит о том, что Дальний Восток – это уникальный регион, учет интересов которого нужно проводить и в будущем», – объяснил Владимир Климанов.