будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Страна

Дави на Нургалиева

Дави на Нургалиева
nur
Рашид Нургалиев во время выступления в Госдуме.. Источник: Дмитрий Духанин/Коммерсантъ

Выступление главы МВД в Госдуме обречено было на бурную реакцию общественности. МВД эффективно «слило» реформу, а скандалы не заканчиваются. К тому же и кадровые перспективы министра Нургалиева многих интересуют. Впрочем, ответа на вопросы «будет ли еще реформа» и «уйдет ли Нургалиев» пока нет.

Скандалы вокруг «полицейского беспредела» последних месяцев  (апофеозом, несомненно, стала казанская история про бутылку из-под шампанского) подогревают интерес к заявлениям полицейского начальства относительно будущего органов. Посему и приходу в Госдуму на «правительственный час» министра внутренних дел Рашида Нургалиева медиа и граждане уделили повышенное внимание (строго говоря - «правительственный час» в Госдуме — редкая скучища). Эсеры требовали немедля отправить Нургалиева в отставку, даже единороссы демонстрировали некий собственный взгляд на «успехи» реформы МВД — в общем было даже живенько.

Всеобщее оживление объяснимо. В сфере «чистой политики» полицейский вопрос трансформируется в «сохранит ли министр Нургалиев свой пост в мае?»

В более общем виде ведется разговор о необходимости второй реформы полиции, на сей раз сущностной, а не имитационной.

На первый вопрос однозначно ответить не может никто. Скандалов в милицейском хозяйстве ежегодно всплывает масса, особенно громкие традиционно сопровождаются слухами о грядущей «неминуемой» отставке министра, но Рашид Нургалиев остается в должности. По всей видимости, он удобен в качестве министра руководству страны: не слишком конфликтен, относительно компетентен, исполнителен. Впрочем, любое из качеств действующего министра может быть описано и как негативное.

По данным рейтинга одобрения/неодобрения членов кабинета министров тоже нельзя однозначного вывода о том, является ли Нургалиев аллергеном для российских граждан. На протяжении прошлого года уровень неодобрения деятельности министра был стабилен и колебался вокруг отметки в 35 процентов. На фоне роста недовольства главой Минсоцздрава Татьяной Голиковой Нургалиев даже уступил вторую строчку в антирейтинге своей коллеге, оставшись лишь на третьей позиции (вне конкуренции тут, разумеется, министр образования Андрей Фурсенко). Причем, в отличие других лидеров рейтинга недоверия, антирейтинг Нургалиева в меньшей степени личный и в большей — ведомственный.

К тому же рейтинг одобрения у министра является одним из самых высоких: по этому показателю он занимает четвертую позицию после трех Сергеев: уже выбывших из правительства Шойгу и Иванова и действующего главы МИДа Лаврова. Здесь, видимо, срабатывает феномен относительно высокой узнаваемости министра. Если верить данным ВЦИОМ, получается, что определенности у россиян, главный ли Нургалиев среди «ментов-кровопийц» или пытается очищать ведомство от скверны, нет. О Фурсенко, например, на этот счет имеется четкий консенсус: меньшим доверием по сравнению с ним пользуются только главы Минрегиона Виктор Басаргин, Минприроды Юрий Трутнев, Минюста Александр Коновалов и вице-премьер Игорь Сечин — то есть те люди в правительстве, о которых граждане ничего толком и не знают.

Чувство неопределенность усиливается, если решение по кандидатуре главы МВД принимает Владимир Путин, а заглянуть в голову будущему президенту, который славится неожиданными кадровыми решениями, вряд ли возможно.

Одной судьбой Нургалиева, впрочем, вопрос не исчерпывается. А реформировать МВД оказывается существенно сложнее, нежели уволить министра (о фактическом провале реформы см. Если не ОМОН, то кто? и Мутные институты). Нургалиев, скажем, докладывает депутатам. Что отрицательно относится к идее создания в Следственном комитете департамента по расследованию преступлений полицейских, мол, на это в МВД имеется служба собственной безопасности и она вполне эффективно работает (об инициативе см. Вмешательство во внутренние дела). Это же позиция не Нургалиева, это ведомственная позиция: не пускать никого в сферу своей ответственности. Да, есть отдельные недостатки, мы их признаем и будем работать над их исправлением, но зачем радикальные меры? - так примерно звучит логика МВД.

Одну реформу в МВД уже похоронили, нет сомнений, что и при новом руководителе попытаются похоронить любую грядущую.

И вообще — «это все злопыхатели раздувают шумиху в прессе, а на деле полиция — это тяжелый труд, низкая оплата и реальный героизм» - стратегия обороны силовиков от нападок общественности хорошо известна. Министр в Госдуме тоже посетовал на «информационное давление» на полицию. Бог с Вами, Рашид Гумарович, так ведь без давления Вы не только убийцу из органов под суд не отдадите, Вы же можете его непосредственного начальника после этого и премировать. Потому как «честь мундира» и «своих не сдают». В Казани бы без «излишнего информационного давления чем дело бы закончилось? Да ничем оно бы не закончилось, в том-то и дело.

Безнаказанность или неадекватно мягкое наказание порождает во всей системе чувство, что произвол — норма. И уж скорее именно это, а вовсе не «длительное многолетнее пребывание сотрудника в рабочем пространстве, основную часть которого составляет уголовная среда» (так депутатам объяснил Нургалиев) ведет к «к профессиональной деформации» полицейских.

И нечего пенять, мол, полиция — это лишь слепок общества. Наказывать надо адекватно и отбор проводить качественный, тогда воровать и убивать будут существенно меньше, чем «в среднем по больнице».

А если у Вас в ведомстве сравнимые со средними показатели, то оно мало отличается от вооруженных «пацанов с района». Какое уж тут «служить и защищать».

Однако реформа и давление извне министерству страшно не нравится. Впрочем, примечательно, что формулировка про давление была выбрана крайне мягкая: ни тебе «внешних врагов России», ни «методов черного пиара» и «целенаправленной, скоординированной кампании по дискредитации». Ничего из того, о чем любят рассуждать чиновники, склонные к конспирологическому взгляду на окружающую действительность. Наверно, министр просто решил лишний раз не раздражать представителей СМИ и общественность в целом. Оно и понятно, зачем вызывать дополнительную критику, когда в должности осталось меньше месяца, а переназначение под вопросом.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).