будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 5, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Дефицит возвращается

Дефицит возвращается
98_04

Пустые полки и прилавки винно-водочных магазинов могут навести тоску даже  на малопьющего человека. Дело ведь не в том, что выпить нечего, – при желании всегда можно чего-нибудь найти – а в том, что пустые прилавки действуют крайне угнетающее, когда глаз уже привык к торговому изобилию.

Резкое ограничение поступления алкоголя в торговую сеть формально было вызвано введением с 1 июля текущего года новых акцизных марок и новой системы учета производимого алкоголя.

При старой системе каждая бутылка водки, производимая на российских заводах, маркировалась дважды. Первый раз – на самом заводе-изготовителе, и второй – на региональном акцизном оптовом складе. Эта двойная система обклейки бутылок марками применялась потому, что до ее внедрения, когда акциз на алкоголь полностью шел в региональные бюджеты, губернаторы «не пускали» на свою территорию продукцию заводов, расположенных в других регионах, чтобы не создавать конкуренции собственным производителям. Но поскольку объемы производства и потребления алкоголя разных регионах не совпадали, многие ликеро-водочные заводы испытывали постоянные трудности со сбытом производимой продукции. Родная область все полностью выпить не могла, а поставлять продукцию в другие не было возможности. И вот, чтобы выйти из этой ситуации, российские законодатели несколько лет назад разделили акциз на алкогольную продукцию между федеральным и региональными бюджетами. Акциз стал уплачиваться дважды: по месту производства алкоголя – в федеральный бюджет, а по месту реализации – в региональный. После внедрения этой схемы региональным бюджетам стало все равно, что продавать, – свое или чужое, так как акциз вносился от реализуемой, а не производимой на данной территории продукции.

Несмотря на то что подобная схема уплаты акциза вроде бы примирила федеральные и региональные интересы и позволила производителям алкоголя нарастить производства, у органов государственной власти она все равно большого восторга не вызывала, т.к. оставляла возможности для производства нелегальной продукции.

Теперь эту схему сменит новая, при которой на бутылку будет наклеиваться только одна акцизная марка, но зато не простая, а информационная. Теперь любой проверяющий, обладающий небольшим портативным прибором, сможет, взяв бутылку в руки и не притрагиваясь к ее содержимому, определить – где, когда и из чего выпущено данное изделие. Эта информация будет содержаться в зашифрованном виде в той самой новой акцизной марке, которой с 1 июля и требуется обклеивать бутылки с алкоголем.

А на акцизную марку информация эта будет попадать из специальных приборов, которые уже должны стоять на всех ликеро-водочных заводах и внимательно отслеживать каждый литр производимой продукции, запоминая данные и отправляя их в Единую государственную автоматизированную систему учета – чтобы государство знало, сколько всего алкоголя у нас произведено. И, соответственно, чтобы не было расхождения между объемами произведенного и реализованного алкоголя, а также поступлениями алкогольного акциза в бюджет.

Такова была общая задумка, которая, на первый взгляд, ничем не выделялась среди прочих мер по улучшению налогового администрирования. Однако эта мера, возможно, наложилась на разного рода мероприятия по огосударствлению винно-водочной промышленности. Сначала, правда, речь шла только о том, чтобы в собственность государства перешли все спиртовые заводы. Тогда, вместе с уже имеющимися у него предприятиями по производству готовой алкогольной продукции, государство почти полностью контролировало бы данную отрасль. При этом акциз уплачивался бы только с произведенного и выкупленного спирта, что было бы очень удобно с точки зрения контроля. Производство пищевого спирта – процесс капиталоемкий и длительный, осуществлять его подпольно практически невозможно, поэтому и налоговую нагрузку лучше концентрировать на спирте. Водку же в подпольных цехах лить может кто угодно, и никакой налоговый инспектор до такого производителя никогда не доберется. Однако судя по тому, как развиваются события на алкогольном рынке России, государство одними спиртовыми заводами ограничиваться не собирается.

Очень многие предприятия оказались не готовы к переходу на новые условия контроля и налогообложения. Трудно сказать, почему это произошло. То ли потому (как говорят директоры ликеро-водочных заводов), что аппараты для учета произведенного алкоголя очень сложны в эксплуатации и наладить их работу никак не получается, то ли вследствие ненадежности интернет-каналов или их отсутствия в некоторых районах, то ли потому, что налоговая инспекция придерживает выдачу марок новых образцов. Нельзя исключать и такой вариант: объем неучтенной продукции на винно-водочных предприятиях мог оказаться таким большим, что владельцы заводов изо всех сил пытаются сорвать эту реформу, надеясь, что под давлением тяжелого груза пустых прилавков и недобора акцизных поступлений власти пойдут на попятную и отменят наиболее жесткие условия новых правил оборота продукции на алкогольном рынке.

Правда, может быть еще одно объяснение: государство – или отдельные его представители – все-таки решили взять под контроль всю отрасль, а не только спиртзаводы и отдельные ликеро-водочные предприятия. Ну, а для того чтобы взять под контроль то или иное предприятие или группу предприятий, их лучше всего обанкротить. И вот сейчас это может быть сделано на удивление просто: предприятиям тормозят выдачу акцизных марок, а без этих марок выпуск продукции в продажу невозможен. Соответственно, заводы некоторое время работают «на склад», а потом, когда склады оказываются забитыми полностью, останавливают производство. Естественно, стоящий без дела завод, да еще и без перспективы быстрого возобновления производства, никому не нужен – его владельцы будут стараться от него избавиться, причем по достаточно низкой цене. Тогда-то государство его и купит, заплатив совсем небольшие деньги старым владельцам, при этом не заводя уголовного дела по факту недоплаты акцизов и остальных налогов в бюджеты разных уровней.

Эта гипотеза может выглядеть немного фантастической, но разве меньшей фантастикой в условиях мирной рыночной экономики являются пустые полки винно-водочных магазинов? Не стоит при этом забывать об известной опасности игры с этим рынком – одной политической партии антиалкогольная кампания уже стоила власти.

См. также:

  • Цыпин. Битва за алкоголь
  • Гриценко. Государственная крыша для бизнеса
Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).