В минувший вторник Северо-Кавказский окружной военный суд счел украинского режиссера Олега Сенцова и левого активиста Александра Кольченко виновными по ряду статей Уголовного кодекса РФ, связанных с терроризмом. Сенцов и Кольченко были приговорены к 20 и 10 годам колонии строгого режима.
Сенцова обвиняют в организации террористического сообщества, которому приписывают поджоги и подготовку взрыва. Следствие по делу шло около года, его фигурантами также являлись Геннадий Афанасьев и Алексей Чирний.
В ФСБ сообщили о том, что в Крыму были задержаны «члены запрещенной в России диверсионно-террористической группы "Правого сектора"» 30 мая 2014 года. Спецслужба утверждала, что основной целью группы были диверсии и теракты в Симферополе, Ялте и Севастополе, а также уничтожение ряда объектов. По заявлениям ФСБ, Сенцов, Афанасьев,Чирний и Кольченко готовили взрывы в ночь с 8 на 9 мая возле «мемориала Вечного огня» и памятника Ленину в Симферополе. Утверждалось также, что они же в апреле совершили поджоги офисов общественной организации «Русская община Крыма» и представительства партии «Единая Россия».
Кроме того, в ФСБ заявляли, что подозреваемые начали давать признательные показания об участии представителей запрещенного ныне в России «Правого сектора» в организации терактов для дестабилизации обстановки на полуострове и «оказания воздействия на принятие решения органами власти Российской Федерации о выходе Республики Крым из ее состава».
Дело получило широкий резонанс и из-за вопросов к фактуре в целом, и из-за вопроса о том, имеет ли отношение к этому Сенцов. Геннадий Афанасьев, который работал в прокуратуре Железнодорожного района Симферополя, на допросе называл режиссера организатором диверсий. Однако потом от своих показаний он отказался. По его словам, он их давал под давлением. «Участие свое в этих действиях признаю, а этих людей (Сенцов и Кольченко – прим. "Полит.ру") там не было», – заявил Афанасьев.
Еще один фигурант дела, преподаватель военной истории Симферопольского института культуры Алексей Чирний, также свидетельствовал против Сенцова. Из его показаний, которые приводит журналист и правозащитник Зоя Светова, следует, что режиссер якобы указал на необходимость подрыва памятника Ленину. При этом Афанасьев в опровергнутых им впоследствии показаниях утверждал, что от Сенцова исходили и распоряжения о поджоге.
Чирний, как заявляет следствие, обратился за помощью в изготовлении самодельного взрывного устройства к некоему студенту-химику Александру Пирогову. Однако тот пошел в ФСБ и все рассказал. В итоге Чирний был задержан с поличным, когда попытался забрать из тайника муляж СВУ. Светова пишет, что из обвинительного заключения по делу Сенцова не совсем понятно, в какой момент он стал главным обвиняемым. По мнению правозащитницы, возможно следователи после общения с Чирнием поняли, что для роли организатора террористической ячейки его фигура слабовата. Она поясняет, что позже он сам рассказывал об отчислении из армии из-за нестабильной психики.
«Во время следствия Чирния дважды возили в Институт имени Сербского; создалось впечатление, что ему самому хотелось, чтобы его признали невменяемым, – тогда ему не пришлось бы отбывать наказание в колонии строгого режима», – пишет Светова. Она считает, что позже под Сенцова начали просто собирать показания. Правозащитница отмечает, что в виде доказательствам связи режиссера с «Правым сектором» в деле фигурирует документ о выступлении лидера этой организации Дмитрия Яроша. Однако оно состоялось после ареста. Также среди вещдоков - билеты в Киев, визитки Виталия Кличко и министра спорта Украины Дмитрия Булатова, найденные дома у Сенцова.
Сам украинский режиссер вины не признавал с самого начала. «Я никогда не являлся участником "Правого сектора", никогда не организовывал террористических групп, никогда не организовывал террористических актов на территории Крыма. Считаю день 9 мая святым для любого славянина, и любые монументы, связанные с этим днем, также являются неприкасаемыми», – заявил Сенцов в Лефортовском суде. Украинский режиссер сказал, что считает дело сфальсифицированным и политически мотивированным. По его словам, оно основывается на показаниях двух подозреваемых (Чирния и Афанасьева), которые были получены под пытками, а сейчас обвиняемые уже не могут от них отказаться. Сенцов отмечал, что им обещаны маленькие сроки.
Тогда же он рассказал, что его также пытали. По словам режиссера, он был задержан не 11 мая, а днем ранее. С его слов, пытки применялись к нему перед официальным допросом в здании СБУ Симферополя для получения показаний против «руководства Майдана и Украины, что они якобы были организаторами преступлений». По словам Сенцова, он отказался, после чего ему сказали, что в этом случае он будет объявлен организатором преступлений.
И Чирний, и Афанасьев сотрудничали со следствием. В итоге оба получили по семь лет колонии строгого режима. Примечательно, что адвокат первого был убежден, что его подзащитный оговорил себя и других под давлением следствия. По словам защитника, Чирний не хотел разрывать соглашение со следствием, опасаясь последствий и понимая, что получит от 7 до 10 лет.
«Чирний не герой, он чувствует себя беззащитным и не верит, что Украина может чем-то ему помочь. Трудно защищать человека в его положении», – считал адвокат.
Стоит отметить, что Кольченко, которому вменялось участие в одном из поджогов, не свидетельствовал против режиссера.
«С обвинениями в терроризме я не согласен. Данное уголовное дело сфабриковано и политически мотивировано», – заявил он на суде. По его словам, изначально дело было заведено лишь спустя десять дней после поджога, причем по факту умышленного повреждения и уничтожения имущества, переквалифицировали же его на терроризм лишь после получения нужных показаний от Афанасьева и Чирния.
На приговор Сенцова резко отреагировали власти в Украине, ЕС и США. Президент Украины Петр Порошенко назвал его несправедливым. При этом, по его словам, к пересмотру может привести внешнее давление на Москву. Порошенко сказал, что режиссер является заложником и должен быть освобожден в рамках минских договоренностей.
«Мы ожидали, что государство-оккупант будет судить Сенцова справедливым судом? Это только подтверждает, что справедливого суда для украинцев в России нет», – заявил он.
В Евросоюзе считают, что дело против украинского режиссера нарушает международное право. «Российские суды не компетентны судить действия, совершенные за пределами международно признанной территории России. ЕС рассматривает это дело как нарушение международного права и элементарных норм правосудия», - заявила глава дипломатии ЕС Федерика Могерини.
В Госдепе США сообщили, что американские власти осуждают приговор из-за «безосновательных обвинений в организации террористических атак и другой подрывной деятельности». Представитель ведомства Джон Кирби в своем заявлении отметил, что Сенцов и Кольченко стали целью российских властей из-за позиции по Крыму, а приговоры по этому делу являются «судебной ошибкой».
В защиту Сенцова выступали и российские режиссеры. «И даже я вижу, что прямых доказательств — нет. Я не знаю Олега, но даже я понимаю, что для высказывания своей позиции у кинематографиста есть иные и куда более действенные средства, чем доморощенное бомбометательство, которое не найдет сочувствия нигде в цивилизованном мире», – считает Андрей Звягинцев.
«Просто унижает нас всех этот приговор. Чувствуешь бессилие свое перед этой волной страшной, непонятно откуда, непонятно, масштабы какие у этой волны, которая захлестывает нас. И как гражданину России мне стыдно за это. И я не верю ни одному слову этого обвинения», – заявил Александр Сокуров.
Стоит отметить, что еще год назад обращение к российскому президенту Владимиру Путину с просьбой освободить Сенцова подписали крупные европейские режиссеры, среди которых были Педро Альмодовар, Вим Вендерс и Аки Каурисмяки.
На приговор Сенцову отреагировали российские правозащитники. Так, его считают необоснованным и неправовым в «Мемориале». Член организации Сергей Давидис полагает, что вменяемые приговором действия доказаны не были. Еще до вынесения приговора "Мемориал" признал Олега Сенцова, Александра Кольченко и Геннадия Афанасьева политзаключенными.
«Весь этот процесс был устроен с целью передачи сигнала. Он был использован в российской пропагандистской войне против Украины и похож на показательные процессы над диссидентами сталинской эпохи», – считают в Amnesty International.
Адвокат режиссера Дмитрий Динзе назвал приговор ожидаемым. По его словам, Сенцов говорил, что он получит именно этот срок – ему эти цифры называли.
«Мы намерены обжаловать приговор в Верховном суде, однако не думаем, что там будут какие-то изменения. Может быть, скинут года два максимум», – отметил защитник.