Государства – члены ЕАЭС могут до 1 февраля 2019 года согласовать проекты соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию, сообщает РБК. Согласно распоряжению по итогам Евразийского межправительственного совета, который состоялся в конце ноября 2018 года, члены союза должны предусмотреть, что с 2024-го при расчете локальных ставок акциза на сигареты они исходят из индикативной ставки €35 за 1 тыс. сигарет с отклонениями не более 20% как в большую, так и в меньшую сторону.
В настоящий момент самые высокие акцизы на табачную продукцию среди членов ЕАЭС установлены в России. По словам директора по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям «БАТ Россия» Яны Гуськовой, в Белоруссии пачка сигарет стоит в среднем 32 рубля, в Армении — 50 рублей, в Киргизии — 53 рубля, а в России — 105 рублей. Согласно данным исследования компании Nielsen, доля нелегальных сигарет, при продаже которых не был уплачен акциз в бюджет России, выросла до 8,4% от общего объема российского рынка против 4,5% в июле—сентябре 2017 года
До первого февраля будут проходить внутригосударственные обсуждения соглашений в странах – членах ЕАЭС. Далее в первом квартале 2019 года доработанные проекты соглашений планируются к внесению на совет комиссии для внутригосударственных процедур и дальнейшего подписания, передает РБК слова министра по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимура Жаксылыкова.
Своим мнением о технологиях снижения употребления табака с «Полит.ру» поделился заведующий филиалом (наркологическим диспансером) №7 Московского научно-практического центра наркологии Олег Владимирович Зыков.
В отношении любого психоактивного вещества, а никотин является психоактивным веществом, всегда возможен взгляд с двух точек зрения. Это ограничение спроса и ограничение или регулирование предложения. Я всегда считал ключевой технологией именно ограничение спроса.
В снижении спроса существует три уровня профилактики, это стандартная методика ВОЗ. Во-первых, предполагается работа с детским и молодежным сознанием, с технологиями влияния на личный выбор ребенка, должны предприниматься попытки сделать так, чтобы ребенок выбирал альтернативные позитивные способы самореализации. Понятно, что ребенок употребляет психоактивные вещества, в том числе и табак, чтобы не быть белой вороной, чтобы встроиться в тот микросоциум, который его окружает. Понятно, что если с точки зрения группового сознания употребление того или иного химического вещества является ценностью, трудно рассчитывать, что наши усилия смогут оградить ребенка от этих ценностных установок группы.
Во-вторых, должна проводиться профилактика в отношении группы риска. В случае табака это более старшее поколение. Табак используется в качестве средства коммуникации, это сложное дело, но мы должны стремиться к тому, чтобы привычка выходить на работе на перекур, чтобы пообщаться, постепенно уходила. Перекур как средство коммуникации должен уходить из трудовых коллективов, и существуют технологии, которые позволяют на это влиять.
И наконец, в-третьих, это работа с людьми, которые уже употребляют психоактивные вещества, включая никотин. Надо с гордостью сказать, что в Москве у нас есть отдельный диспансер, который помогает курильщикам. Я знаю людей, которые там работают, это достаточно профессиональная команда. В Москве есть такое место, куда человек может придти и получить бесплатную помощь в решении своей проблемы. Хотелось бы, чтобы такие реабилитационные ресурсы для курящих были доступны по всей стране, а не только в Москве. Сегодня, к сожалению, это не так.
Акцизы на табачную продукцию связана со второй точкой зрения на проблему: ограничение или регулирование оборота. И здесь мы должны понимать, что одна технология, вырванная из контекста комплексных мероприятий, будет плохо работать. И если мы не развиваем программы снижения спроса и, прежде всего, не изменяем модус поведения молодых, то результат может получиться как в старом анекдоте: «— Пап, водка подорожала. Теперь ты будешь меньше пить? — Нет, сынок, теперь ты и мама будете меньше есть».
Тем не менее, я вполне согласен с тем, что именно повышение цен на табак является очень хорошей технологией среди всего комплекса возможных мер для снижения числа курящих, на этот счет существуют и рекомендации ВОЗ. Еще одну весьма эффективную, на мой взгляд, меру я предлагал в качестве члена Координационного совета по борьбе против табака при Минздраве. Это ограничения на дизайн пачки сигарет.
Сегодня весь маркетинг табачных компаний остался уже, по сути, только в оформлении пачек. Если все сигареты выпускаются в одинаковых пачках, фирмы пишутся одинаковым шрифтом, табачные производители оказываются ограничены в этом маркетинге. Пачки должны быть одинаковыми, какого-нибудь неприятного цвета, кроме страшной картинки на ней могут быть только стандартные надписи. Это хорошая технология, она называется «дебрендирование», и в позапрошлом, если не ошибаюсь, году ВОЗ рекомендовал ее как прогрессивную.
Еще одной важной технологией, на мой взгляд, является удаление сигарет из визуального ряда. Сегодня мы якобы не видим пачки, но эти «гроздья гнева», в которые они заложены, регулярно открываются. И понятно, что это особенно работает на психологию детей, ребенок с мамой подходит к кассе, и там какая-то тайна с красивыми пачками, какой-то запретный плод. Запретный, но получается очень доступный. Решения регулярно озвучиваются: это или специализированные магазины, или специализированные отделы, где нет выкладки, нет визуального ряда, продавец выносит алкоголь и табак по каталогу.
Таким образом, комплексные меры являются более эффективными, серьезное внимание следует уделять и ограничению спроса, но высокая цена также имеет свой позитивный результат. Вообще же, учитывая, что рынок в основном занимают иностранные производители, главная технология, на мой взгляд, состоит в постепенном упразднении табачной промышленности. У нас есть пример страны, которая закрыла табачные производства на своей территории, это Великобритания. А мы при всех нынешних сложностях в отношениях позволяем западным компаниям зарабатывать на нашем здоровье. То количество сигарет, которые требуются нашим наркоманам (а зависимость от табака – это наркомания, причем довольно тяжелая), можно импортировать, а затем, работая над снижением спроса, снижать и этот импорт.
Своим мнением о планах уравнять акцизы на табак в странах ЕАЭС с «Полит.ру» поделился председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Дмитриевич Янин
Это соглашение было инициировано в 2010 году табачными компаниями с целью заморозки акцизов в Российской Федерации. Так как благодаря тому, что в России поднимались акцизы и был принят антитабачный закон, они стали продавать в нашей стране в два раза меньше сигарет. В связи с этим они стали продвигать идею этого соглашения, которое основывается на опыте Западноафриканского союза, где так же, как в ЕАЭС, устанавливаются максимальные ставки на сигареты. Чтобы Россия, не дай бог, не подняла их выше, и табачные компании могли продавать сигареты по низким ценам.
Опыт Европейского союза был проигнорирован российским Минфином. В Европейском союзе устанавливаются минимальные ставки, а максимальная ставка акциза ничем не ограничена. Табачным компаниям эта модель Европейского союза не нравится, они взяли модель Сенегала и соседних западноафриканских стран. И убедительно эту модель реализовали.
Для России это означает, что наши ставки не будут расти и будут на уровне беднейших стран Африки. Они будут в пять раз ниже, чем в самых бедных странах ЕС, таких как Болгария или Литва. Они будут в двадцать раз ниже, чем в Великобритании, в штате Нью-Йорк или в Австралии. Так что табачные компании будут больше зарабатывать с каждой пачки, чем они зарабатывали ранее, вот и все, это чистой воды сюжет о коррупции.