ЦИК объявляет победителя и в тот самый момент уходящий президент Медведев вдруг поручает проверить: справедливо ли сидят люди, которых оппозиция считает политзаключенными, включая Михаила Ходорковского. Последняя воля уходящего президента-либерализатора? Скорее уж жесткая издевка над «несистемщиками с Болотной».
Ровно после выборов, на которых уверенно победил Владимир Путин, младший тандемократ, стремительно превращающийся в главу правительства — то есть технократа — вдруг вспомнил, что лидеры «незарегистрированных партий, с которыми он некоторое время назад встречался, передали ему список «политзаключенных» и велел Генпрокуратуре проверить, справедливо ли поименованные в списке граждане сидят.
Граждан там 32 штуки и они сильно разные — и по статьям УК, по которым их осудили, и по шуму в медиа вокруг их посадок. Нацболка Алена Горячева, скажем, была интересна в большей степени соратникам. О случайно подвернувшемся милиции и в результате стычки осужденном на два года Сергее Мохнаткине СМИ писали довольно много. Процесс Сергея Аракчеева, осужденного за убийство троих жителей Чечни, был очень громким: дважды подсудимые по делу были оправданы судом присяжных и оба раза оправдательные приговоры отменялись по формальным основаниям.
Но рекордсменами в смысле внимания медиа и различной общественности, да и просто самыми известными людьми являются, несомненно, бывшие менеджеры ЮКОСа — Платон Лебедев и, разумеется. Михаил Ходорковский. Плюс — начальник службы безопасности компании Алексей Пичугин, приговоренный к пожизненному заключению за организацию заказных убийств и покушений.
Еще год назад тема была бы очень серьезной. Президент Медведев тогда любил внезапно вспомнить о деле Ходорковского с подачи каких-нибудь очередных общественников или журналистов и жестко распорядиться вновь что-то рассмотреть. В этом даже вроде бы целая политическая игра: президент как бы напоминал верным путинцам, что у них имелся своеобразный политический пассив в виде посаженного Ходорковского и раздербаненного в интересах крупных госкомпаний (прежде всего «Роснефти», чьим куратором является вице-премьер Игорь Сечин) ЮКОСа. В публичную сферу тем самым выходила некая торговля.
24 сентября на съезде «Единой России» стало ясно, что никакого второго срока не предвидится, а Дмитрий Медведев по сути разменял все свои политические козыри на обещанное ему Путиным премьерство в будущем правительстве.
Поручение Генпрокурору в этом смысле можно воспринимать исключительно в ироническом плане. Ничего умнее не было придумано, чем опубликовать поручение в тот самый час, когда Ценитризбирком объявляет о победе на выборах того, кто — по вполне достоверной версии — являлся инициатором посадки бизнесмена. Причем, поручает проверить законность следствия и суда тот человек, который публично радовался победе на выборах Владимира Путина накануне, переживая уже очередное публичное политическое унижение.
Как бы ни разложился властный пасьянс в мае, на сегодня очевидно, что путинское единовластие восстановлено, а вот политическое будущее и политический вес премьера Медведева представляются куда менее однозначными. В такой ситуации Генпрокуратуре стоит действовать с оглядкой на мнение путинского окружения, а не на устремления по выстраиванию диалога с несистемщиками уходящего президента.
Впрочем, отчитаться, по всей видимости, придется еще перед Медведевым — срок исполнения поручения «до 1 апреля апреля». Вот где-то ко всемирному «дню дурака» или там «смеха» и объяснят прокуроры виноват Ходорковский или нет. Каким будет это объяснение? А его уже давал Дмитрий Медведев, когда говорил, что Ходорковского посадили по закону — по решению суда. А Владимир Путин не раз жестко прохаживался по бывшим собственникам ЮКОСа публично.
Генпрокурор у нас, как известно от того же Путина, у нас независимый, но не до такой же степени.
Так что надеяться Ходорковскому особо не на что. Да и у остальных фигурантов списка несистемщиков шансов немного.
С точки зрения легиста (а российские лидеры, когда им это выгодно, любят вспоминать о наличии у них корочек юрфака), оно и верно, ведь «политических статей» в УК вроде бы нет. Откуда взяться политзэкам?
Можно, конечно, усматривать в поручении Медведева дембельский аккорд президента-либерализатора, но вполне вероятно, что это такая тонкая аппаратная издевка над «несистемной оппозицией». На фоне победы Путина выглядит больно комично. Уже в первом пункте Медведев поручает прокуратуре проверить соблюдение процедуры при подаче заявки на митинг: на вчерашний митинг, где у Путина катилась скупая мужская слеза, а сам Медведев благодарил собравшихся и прочих граждан России за голосование «за нашего кандидата». Неужели Генпрокуратура может выяснить, что это все было не по закону?