будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Страна
Усыскин Лев

Демократическая реформа Петра Великого

Довольно общим является мнение,состоящее в том, что Петра Первого во время Великого Посольства – полуторагодовойзарубежной поездки 1697-1698 годов – интересовали исключительно материитехнического (в широком смысле) характера. То есть, принятые на Западе формыобщественной жизни хоть и были "осмотрены" молодым царем, однаконичуть не привлекли его в качестве объекта импорта. В отличие, скажем, отколлекций заспиртованных уродцев или специалистов по кораблестроению. Петрпобывал в английском парламенте, поглядел на работу голландских ГенеральныхШтатов, но для своей страны счел эти учреждения ненужными.

В чем-то это действительно так –серьезный импорт государственных институций произойдет много позже, порезультатам второй большой заграничной поездки Петра. И основным источникомэтого импорта станет вовсе не Англия с Голландией, а поверженная Швеция.Изумившая русского царя, как видно, именно устойчивостью власти своего монарха:разоренная и обескровленная, она даже не попыталась поставить под вопрос властьКарла XII, покинувшегострану в 1700 году и пребывавшего в турецком плену с 1709 по 1715 годы.

Тем не менее, в полной мере этоне совсем так – как и во всем, касающемся деятельности Петра, здесь едва лиможно вынести полностью однозначное суждение. Так, уже в январе 1699 года, тоесть четыре месяца спустя по возвращении в Москву, царь подписывает два указа,ознаменовавших так называемую первую городскую (городовую) реформу, в ходекоторой в городах вводилось (точнее – восстанавливалось) местноесамоуправление, во многом похожее на европейские образцы.

Здесь стоит сказать пару слов обистории вопроса. Итак, издавна на местах управление осуществлялось государевымипредставителями – наместниками, воеводами и т.д. Содержание такогопредставителя ложилось значительным бременем на население, причем формальные размерыэтого содержания не устанавливались. Существовали при этом и естественнымобразом возникшие низовые структуры выборных должностных лиц – разного родастаросты и "головы", организующие процессы вроде раскладкиповинностей внутри общины. В середине XVI века, однако, "ИзбраннойДумой" Ивана Грозного была проведена довольно значительная реформа, в ходекоторой значительная часть судебных и иных полномочий была изъята у царских"кормленщиков" в пользу выборных представителей общины. (Фактическитогда родился на Руси суд присяжных). Более того, общинам было предложеновообще освободиться от воеводы – но не бесплатно, а при увеличении взимаемой снее подати в несколько раз. Характерно, что купить свободу на таких условияхобщины (особенно Русского Севера) пожелали в массовом порядке: видимо,содержание "кормленщика" было еще более дорогим занятием. Вообще же,заметим, что свобода, купленная за деньги – исторически оказывается самойкрепкой и непререкаемой из свобод. Легитимность ее весит даже больше, чемлегитимность свободы, купленной кровью. Средневековая история Западной Европыпросто нашпигована эмансипацией такого рода – когда города, отдельные люди,области и страны покупали себе независимость…

Итак, на значительной частиРусского государства возникло в XVI веке серьезное местное самоуправление –однако, последовавшие вскоре катаклизмы, вызванные эксцентричным характеромправления царя Ивана и Смутным временем, отбросили страну в своем развитиивспять. В значительной степени разрушили они и самоуправление. Хотя следы егоостались.

К середине XVII века власть врусских городах выглядела следующим образом. Возглавлял ее воевода – назначаемыйцарем, однако подчиняемый напрямую одному из центральных правительственныхучреждений – Приказу. То есть, отдавать ему распоряжения, сноситься с нимдругие Приказы могли лишь через этот Приказ, со всей сопутствующей волокитой.Основной функцией воеводы была функция фискальная – соответственно, собранные стерритории деньги также направлялись в соответствующий Приказ. Помимо этого, вгородских посадских общинах существовали свои, независимые от воеводыструктуры. Имелись выборные ямские и городовые приказчики, губные старосты,сыщики беглых, таможенные, кабацкие и житные головы, сборщики других податей,идущих в ведомства, отличные от Приказа правящего в городе воеводы. Вся этапестрая толпа независимых друг от друга и от воеводы людей не являлась местнымсамоуправлением – это были хоть и выборные, но чиновники, то есть люди,несущие, как и воевода, ответственность не перед общиной, а перед центральнымивластями. Но было и самоуправление – посадский сход и избираемый на нем исполнительныйорган: посадский староста. Староста отвечал перед сходом, мог быть им судим инаказан вплоть до публичной порки. Здесь важно отметить следующее: центральныевласти разверстывали подати интегрально – определяя общий их объем,приходящийся на посад согласно последним (весьма устаревшим и неточным) даннымучета населения. Внутри же общины разверсткой занимался сход, при этом богатымприходилось платить много больше неимущих и обедневших дабы община выполнилаобщее задание. А в силу этого, богатые имели и больший вес на этом сходе. Так,внутри общины формировалась олигархическая власть.

В 1679 царь Федор Алексеевичпопытался упростить и упорядочить всю эту систему. Согласно изданному им указу,все государственные функции переходили исключительно к воеводам и их аппарату.Так было введено единоначалие в местном управлении. И уже в таком виде оно былодвадцать лет спустя решительно реформировано Петром.

Согласно указам 1699 года, всепосадское население изымалось из управления воевод и Приказов – взаменсоздавались т.н. "бурмистерские палаты" и "земские избы",где вершился суд над посадскими  игде управляли сбором с них всех повинностей. Заседали там выборные (на год)бурмистры. Высшей инстанцией по отношению к ним был Главный магистрат в Москве– своего рода министерство по делам городов. Собранные налоги теперьотправлялись в приказ Большой казны, что, по-видимому, способствовалоцентрализации государственных финансов и облегчению управления ими. Интересно,что и в этот раз власть попробовала свободу людям продать: переход к новойсистеме предлагался на добровольной основе при увеличении вдвое налоговыхсборов. 11 из 70 городов на это пошли, остальные ответили, что платить большене могут, а избирать бурмистров не из кого. Тогда повышение податей отмениливместе с добровольностью и внедрять новшество принялись в обязательном порядке.

В отличие от многих иных затейПетра, эта вполне смогла укорениться в русской жизни. В дальнейшем несколькоменялась терминология, вводились новые должности и учреждения, уточнялись ихфункции, однако суть оставалась неизменной - по крайней мере весь XVIII век.Государственная власть в городах была выборной – при этом органы посадскогосамоуправления тоже никуда не девались, однако приводились к бурмистрам внепосредственное подчинение. Бурмистр писал "указы" старосте, а тототвечал "доношениями".

Как мы уже сказали, властьбурмистров распространялась лишь на посадское население: купцов, ремесленникови т.п. Духовенство, крестьяне, солдаты, дворяне и люди прочих сословий в сложноорганизованномсословном русском обществе суду бурмистров не полежали – вследствие чегоразрешение многих конфликтов становилось предельно сложной процедурой. Сомнениев статусе участника конфликта могло привести к многолетней бесплодной перепискемежду воеводской (губернаторской) канцелярией и канцелярией бурмистра – каждоеведомство, по русской традиции, стремилось уклониться от принятия решения,спихивая дело на соседей. Все это время человек мог томиться в заключении…

Забавно, что сами посадские дарованноеим право выбирать над собой власть восприняли вначале как очередную повинность– что не мешало новоизбранным ратманам, бурмистрам, бургомистрам, членаммагистратского присутствия и т.д. злоупотреблять в полный рост служебнымположением, а верхушке посада прочно закрепить эти должности за представителямисвоих фамилий. И лишь к середине правления Екатерины Великой пониманиенаселением этой власти само собой серьезно меняется – теперь в выборностиместного руководства видят не обязанность, а право, свободу. Что б это значило?Лишь то, что имеющиеся в наличие права населением неизбежно утилизируются –пусть  и не сразу, а через 70 лет,как в нашем случае.

Сложнее понять намерения Петра,вводившего новшества в 1699 году, непосредственно перед началом серьезнойвойны, когда, казалось бы, единоначалие везде предпочтительнее выборности. Чтодвигало царем? Едва ли прямой фискальный расчет – уж слишком легко властьотказалась от продажи выборности за удвоение податей. Тогда что ж? Общеестремление вовлечь большее число людей в управление, насадить коллегиальность, открытьдорогу к источнику нового кадрового ресурса? Неудовлетворенность эффективностьюсистемы Приказов? Стремление повторить виденное за границей? Наверное, все этопонемножку – мы же приведем здесь слова В. О. Ключевского, который в реформе1699 года увидел проявление недуга "которым страдает русское управление напротяжении столетий. Это – борьба правительства <…> со своимисобственными органами, лучше которых, однако, ему приискать не удавалось".

См. также другие тексты автора:

  • Россия триста лет назад
  • Гетман меж трех огней
  • Нетипичная схватка Северной войны
  • История одной границы
  • Цена царской истерики
  • Торжество личного над государственным
  • Межконфессиональные браки в XVIII веке
  • В истории всегда есть место анекдоту
  • Окнище в Европищу
  • Летняя поездка к морю
  • Небольшое происшествие в устье Невы
  • Страна торжествующего чадолюбия
  • Реальность для монарха

Усыскин Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).