будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Кремль демократия Алексей Навальный Владимир Путин Владислав Сурков Вячеслав Володин
Июль 6, 2025
Страна

Демократизация по Володину

Битва за демократию в России в полном разгаре. На передовой не пламенные трибуны уличной оппозиции и не думские квазиоппозиционеры — на передовой Кремль. Именно в недрах президентской администрации ныне пытаются нарисовать дизайн новой (по сути старой) политической системы, которая будет отличаться от системы образца 2005-2012 годов большей транспарентностью и установкой на «все флаги будут в гости к нам».


Так, в минувшую пятницу Вячеслав Володин — куратор внутренней политики в АП и замглавы администрации — проводил традиционное совещание с политологами. Совещание с политологами — жанр старый, его активно практиковали и при прежнем кураторе внутренней политики Владиславе Суркове. Фактически на этих совещаниях известные политтехнологи, в основном ангажированные властью, получали и получают вводные по поводу текущего политического курса и рассказывали в ответ о своем видении политической конъюнктуры.

И вот на последнем совещании Володин много говорил о наших политических буднях и, вопреки обыкновению, необыкновенно содержательно. В частности, Кремль в его лице ныне настаивает на том, чтобы все претенденты, включая оппозиционеров, принимали участие в выборах и их не снимали «пачками», как было заведено до сих пор. Фактически речь идет о том, что Кремль вполне готов и к тому, что в каких-то регионах представители власти вполне могут проигрывать выборы, и задачи выиграть во что бы то ни стало более в повестке дня нет.

Ранее любое поражение на выборах воспринималось в Кремле крайне болезненно. Опасные кандидаты, как правило, до выборов не допускались, а если их и регистрировали, то на них обрушивался весь административный ресурс, сколько его решится применить местная власть при молчаливом или даже деятельном одобрении Кремля. Даже выиграв выборы, кандидат не мог рассчитывать на пост — на выборах мэра Архангельска в 2008 году кандидату власти помогли победить, правильно пересчитав голоса. В Иркутске в 2010 году победившему на выборах мэра кандидату (шедшему официально от коммунистов) объяснили, чем чреват для него будет отказ от сотрудничества с «Единой Россией», после чего он об оппозиционности более не вспоминал. Против оппозиционных мэров (не только против них, но и против них тоже) даже в случае получения ими поста частенько заводят уголовные дела — негоже выигрывать там, где не следует.

Если верить Вячеславу Володину, Кремлю такая ситуация ныне не нравится  и он готов работать со всеми, с кем придется. Ради этого даже возможно некое пренебрежение буквой закона. Политологам, например, Володин сказал, что Навального не снимут до выборов — то есть точно не снимут, даже если найдут не вполне совместимые с законом факты.

Иными словами: Кремль своими руками готов отдать кое-где власть представителям оппозиционных партий, но если раньше вопросы такого рода решались ситуативно (в Забайкалье губернатором ныне эсер Ильковский, в Смоленске — жириновец Островский), то теперь это вроде бы станет стратегической установкой. Кто победит, с тем и будет работать Москва. Вячеслав Володин хочет откатить систему на момент 2004 года, интерпретирует логику замглавы АП один из участников встречи. Непосредственного вмешательства Кремля в региональные политические выборные процессы тоже может стать поменьше — кураторы регионов, вроде бы, не поедут в этот раз, и не будут в дальнейшем ездить и следить за ходом кампаний, дабы не мешать, а будут работать из Москвы.

Конечно, это вовсе не значит, что мгновенно наступит счастье и демократия для всех. Во-первых, от ряда региональных конфликтов Кремль будет, по всей видимости, просто устраняться. Ведь кандидатов от прохоровской «Гражданской платформы» снимали не в Москве — их снимали региональные власти, опасаясь проигрыша. И молчание Кремля по этому поводу было весьма красноречивым: мол, делайте, что хотите, на свой страх и риск. Не значат заявления Володина (а он уже не первый раз говорит о большей транспарентности политической системы), что в Кремле готовы проигрывать принципиальные кампании федерального уровня: пока слабо представима оппозиционная Госдума или даже Мосгордума. Да и прелести применения административных технологий на выборах вряд ли куда-то денутся. Но слово сказано — новая стратегия, осталось смотреть, как она будет применяться в следующем политическом сезоне.

Или вот еще новости с фронта борьбы за демократию: околокремлевские структуры почти закончили распределение президентских грантов для некоммерческих организаций. И в их числе, как пишут «Ведомости», не только осколки движения «Наши» (они традиционно получали до своей смерти солидные пожертвования из президентских грантов) и прочие патриотические проекты (по информации «Ведомостей», в частности, самый крупный грант почти в 10 миллионов рублей достался на проект «Великая победа, добытая единством: роль народов Кавказа в освобождении блокадного Ленинграда»), но и записные «враги режима». Тут и региональные «солдатские матери», и отделения «Мемориала», и «Левада-центр», не так давно подвергшийся давлению властей из-за закона об НКО-иностранных агентах и вынужденный отказаться от зарубежных грантов. Впрочем. «Левада-центру» грант в 2,8 миллиона рублей вряд ли сильно поможет компенсировать выпадение в 5 процентов бюджета организации — все-таки социологические исследования вещь недешевая. Но сам факт из той же серии про мягкую и вроде бы последовательную демократизацию. В чем-то, кстати, гораздо более радикальную, нежели та, что проводилась при президенте Дмитрии Медведеве.

Медведевские политические «реформы» были своего рода игрой в «президента-либерала» после «президента-силовика». Номинальная борьба с коррупцией, приведшая к принятию массы неработающих инициатив, снижение порога регистрации для партий на несколько тысяч человек (с больших, по российским меркам, 50 тысяч), «приставные кресла» для партий, набравших на парламентских выборах от 5 до 7 процентов голосов — все это выглядело откровенной издевкой. И даже «дембельский аккорд» в виде возвращения прямых губернаторских выборов был ограничен оговоркой (оговорку, правда, вписывал уже не Медведев и не Владислав Сурков) про жесткий муниципальный фильтр для кандидатов.

Теперь вроде бы намерения еще более радикальные — не бояться конкуренции, не зажимать оппонентов совсем уж по беспределу и вообще вести себя так, как это принято в солидных старых демократиях. Звучит хорошо, но вот получится ли — в этом имеются вполне понятные сомнения. Принцип «гладко было на бумаге, да забыли про овраги» никто не отменял.

И все равно встает вопрос: а зачем Кремлю это вообще все нужно? Безусловно, существует «фактор Болотной», то есть какого-никакого, но гражданского протеста, что внезапно обнаружился после выборов 2011 года. Но только на него списывать было бы наивно: и власть успокоилась с тех пор и поняла, что непосредственной угрозы от протестантов нет (и протест даже можно использовать в политтехнологических и аппаратных целях), и сама энергетика протеста несколько сдулась. Имеется еще и фактор сугубо субъективный. Владимир Путин, похоже, пребывает в уверенности, что его власть прочна, хотя он и не может отдать ее в надежные руки. И потому способен на почти любые эксперименты — морально, так сказать, готов.

У Вячеслава Володина, непосредственно отвечающего за интерфейс системы, иная мотивация. Условно: ему (вероятно, ведь чужая душа — потемки) не хочется быть «новым Сурковым», а хочется оставить некие «хорошие» качества медиа-образа Суркова («разносторонний человек». «интеллектуал во власти», «демиург политсистемы») и отбросить «плохое» («душитель свобод», «шеф путинюгенда», «закрытый от общества человек»).

Есть и объективная потребность в некоторых послаблениях. Кадровый голод в эпоху «подморозки» политической системы, конечно, не уничтожил политику вообще, но в публичной сфере политики и политиков практически не осталось. Потому и Алексей Навальный выглядит пиком Коммунизма посреди среднерусской возвышенности — такой ландшафт достался нынешней власти от предыдущей эпохи. И отсюда возникает сложный вопрос: а откуда этих политиков взять в будущем? Что-то, конечно, пробьется рано или поздно сквозь забетонированную площадку российской публичной политики, но не факт, что лицо этого «чего-то» власти сильно понравится. Меж тем политики востребованы ради воспроизводства, пардон за выражение, элиты.

В общем виде, получается все та же старая история. В 2003 году, когда «Яблоко» и СПС неожиданно для всех провалились на выборах в Госдуму, а Владимир Путин посетовал, что правые, к сожалению, не прошли, одна из федеральных газет (кажется, покойная «Время новостей») поместила на передовицу материал под заголовком «Крайний справа», имея в виду, что единственным правым в публичной политике остался Владимир Путин. А еще раньше Пушкин писал Чаадаеву (правда, письмо так и не отправил, кажется): «Надо было прибавить не в качестве уступки, но как правду, что правительство все еще единственный европеец в России. И сколь бы грубо и цинично оно ни было, от него зависело бы стать сто раз хуже». Пушкин там сетовал на то, что общество не способно никак усвоить европейские ценности: «это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости, права и истине; [это циничное презрение ко всему], что не является необходимостью». Сегодня активная часть общества уже имеется и стоило бы уже корректировать классика. Но кажется, что «правительство» если и не «единственный европеец», то пытается на него походить. И едва ли и впрямь не является «единственным демократом» в стране.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).