4 ноября 2012 года в центре Москвы состоялась традиционная для этого дня акция националистов «Русский марш». Его участники прошли по Кадашевской, Якиманской и Крымской набережным, после чего провели митинг у Центрального дома художника».
Российские националистические силы проводят в День народного единства «Русский марш» с первого года, когда эта дата считается официальным праздником – с 2005 года. Предыдущие три года шествие проводилось в Люблино, в этот раз им удалось согласовать акцию прямо в центре Москвы.
Задержания начались ещё до начала акции. Группа людей пыталась пройти на «марш» с нацистской символикой, за что была сразу задержана сотрудниками правоохранительных органов. Последние, кстати, на протяжении всей акции вели себя довольно корректно.
Пока участники шествия собирались, на набережной всем желающим раздавались ленточки с цветами имперского флага (его используют как свое знамя многие российские националисты). Нельзя сказать, что все участники «марша» были похожи друг на друга. Они различались и по возрасту, и по внешнему виду, и по идеологическим предпочтениям. Кто-то из них образовывали отдельные колонны: Союз православных хоругвеносцев, национал-социалисты, национал-демократы и т.д. В подобных колоннах присутствовала и своя собственная символика.
Помимо традиционных националистических лозунгов звучали лозунги в поддержку заключенных националистов – Даниила Константинова, Ярослава Белоусова и полковника Хабарова. С особым воодушевлением поддерживался призыв отменить статью 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Звучали и призывы к смене российской власти.
Пролетающий вертолет шествующие пытались отпугнуть пиротехническими ракетами.
Некоторые участники в нарушение законодательства о митингах скрывали лицо за балаклавами.
После того, как основная масса участников подошла к ЦДХ, со сцены выступили лидеры националистических движений, которые поддержали и помогли организовать «Русский марш». Они не были едины в своих подходах Так, например, глава исполкома Национал-демократической партии, член КС оппозиции Владимир Тор упрекнул председателя Международного союза советских офицеров Бориса Еременко в том, что он в своем выступлении назвал русскую нацию «цементом России». Лидер Российского общенародного союза Сергей Бабурин упомянул, что у собравшихся разные позиции по вопросу о том, стоит ли убирать из Мавзолея тело Ленин. Представитель национал-социалистов Роман Железнов прямо сказал, что именно его «вера» приведет к победе. Глава наблюдательного совета этнополитического объединения «Русские» Александр Белов даже призвал собравшихся объединиться не только друг с другом, но и с другими существующими оппозиционными силами для того, чтобы убрать от власти президента РФ Владимира Путина.
Ближе к концу митинга Глава инициативной группы «За ответственную власть» Кирилл Барабаш упомянул, что на «Русский марш» были приглашены Председатель следственного комитета при прокураторе РФ Александр Бастрыкин и Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. Алексей Навальный в этот раз на «марше» не выступал. Ещё во время продвижения по набережным, участники акции обсуждали информацию о том, что он заболел.
Последним выступал Глава высшего национального совета этнополитического объединения «Русские» Дмитрий Демушкин. Он зачитал резолюцию митинга, в которой содержалось требование создания национального государства. Демушкин акцентировал внимание на том, что «Русские марши» прошли не только в разных городах Российской Федерации, но и на всех континентах мира. Оратор продемонстрировал знание названий двух книг русских классиков: «Мы знаем, кто виноват. Мы знаем, что делать», – заявил он.
Во время шествия корреспондент «Полит.ру» пообщался с рядовыми участниками «Русского марша». Примкнувший к национал-демократической колонне Павел сообщил, что цель «марша» - показать, что «националисты есть, и они могут как-то объединяться». Один из активистов Владимир отметил: несмотря на то, что между всеми участниками полного идеологического согласия нет, в этом «Русском марше» участвуют «довольно близкие друг к другу политические колоны», если сравнивать с акциями в предыдущие годы. «Все противоречия, которые у меня есть с другими движениями, не мешают мне идти с ними в одном шествии», – сказал его товарищ Максим. Он же, правда, при этом скептически смотрит на готовность участников «марша» к серьезным политическим действиям: «Если бы завтра Крылов или другой лидер предложил сесть на площади и ждать, пока представители власти не вышли к нам на переговоры, большинство участников «марша» на это бы не пошли. Я думаю, те люди, которые сегодня пришли, в большинстве своем не готовы вообще ни к чему». Владимир с ним согласился: «Эта акция происходит с 2005 года, и повестка дня не изменилась нисколько».
По заявлению некоторых организаторов, в акции 4 ноября приняло участие 20 тысяч человек. В московской полиции считают, что численность собравшихся была порядка 6 тысяч.
«Русские марши» прошли в этот день и в других городах России. В Санкт-Петербурге шествие было не согласовано, что привело к аресту около 100 националистов.