По итогам совещания с представителями торговых сетей и производителей продуктов питания вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что с 15 апреля 2016 года система «Платон» будет функционировать в режиме постоплаты. То есть дальнобойщики смогут оплачивать проезд большегрузов по федеральным трассам по окончании рейса, а не перед поездкой, как сейчас. Вице-премьер отметил, что отладка системы, к которой скопилось масса претензий технического характера, будет проводиться «максимально быстро», но в рабочем режиме.
О возможности введения системы постоплаты еще 1 декабря договорились некоторые предприниматели-грузоперевозчики и руководство компании «РТ-Инвест Транспортные системы» (оператор «Платона»). Объединения производителей продовольствия и розничной торговли направили премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо с просьбой перевести систему в режим постоплаты и рассмотреть другие способы взимания платы с большегрузов.
Дальнобойщики, протестующие против налога, считают, что введение постоплаты, снижение штрафов за неоплату проезда и другие подобные предложения – это паллиативы, которые может быть и упрощают выплаты, но сам налог не отменяют, поэтому акции протеста будут продолжаться.
Власти заняли не менее принципиальную позицию, вице-премьер ее выразил фразой «кто пользуется дорогой, тот и платит». По его словам, такая позиция справедлива с точки зрения легализации рынка и повышения качества работы автотранспорта. Введение моратория на систему не обсуждается.
Ответил Доркович и на предупреждения ритейлеров, которые анонсировали предновогодний рост цен на социально значимые товары из-за введения нового налога. Вице-премьер уверяет, что, если стоимость продуктов и повысится, то лишь на десятые доли процента, при этом правительство сделает все, чтобы избежать спекуляций на ценах. Глава Росавтодора Роман Старовойт для этих целей пообещал привлечь антимонопольные службы.
Крупнейшие отраслевые организации жалуются, что из-за технических сбоев в работе «Платона», в совокупности с нехваткой оборудования для автоматического взимания платы за проезд, многие перевозчики вынуждены были отказаться от розничных поставок отдельных товаров. Малые и средние транспортные компании, не получившие бортовых устройств, не могут позволить себе вносить минимальною предоплату и отказываются брать заказы. Крупные перевозчики не справляются с возросшим спросом. Все эти факторы, по подсчетам ритейлеров и производителей продовольствия, привели к росту тарифов на перевозки на 20-30%, а в отдельных регионах – до 100%. В результате повышается себестоимость товаров, а соответственно повышаются оптовые и розничные цены.
Тем временем протестующие под Москвой дальнобойщики продолжают действовать в рамках выработанной стратегии. Два дня назад они договорились о создании собственного профсоюза, который должен объединить представителей не менее 58 регионов. За создание отвечают четыре официально выбранных координатора: Андрей Бажутин из Петербурга, Алексей Ульянов из Волгограда, Лилия Кустова из Ульяновска и Рустам Малламагомедов из Дагестана. Они же будут общаться с властями, прессой и полицией.
Профсоюз будет отстаивать интересы дальнобойщиков по всей России. Юридически организация пока не оформлена, не хватает всех нужных для регистрации документов. Председатель профсоюза также пока не избран.
Между тем 11 декабря объявлен днем «всероссийской улитки». Член координационного совета петербургских дальнобойщиков Сергей Гуляев призвал всех водителей, в том числе водителей легковых транспортных средств, которые будут в дороге с 12 до 17 часов, снижать скорость до 5-10 километров в час в знак протеста против системы «Платон». По словам Гуляева, сегодняшняя акция – предупредительная перед началом всероссийской забастовки, которую обещали поддержать дальнобойщики «от Дальнего Востока до Белгорода».
Дальнобойщики неоднократно заявляли, что их требования не носят политический характер. Главным образом эти заявления делаются в сторону сочувствующих политических партий и организаций. Однако отдельные высказывания и лозунги протестующих зачастую имеют антиправительственных характер.
В диалоге с властями дальнобойщики безрезультатно ломают копья. После того, как Дмитрий Медведев в довольно резкой форме высказался по этой проблеме, они по-прежнему надеются найти отклик в высшей инстанции. Посредником между протестующими водителями и президентом России готов выступить глава КПРФ Геннадий Зюганов. Он пообещал передать требования дальнобойщиков Владимиру Путину в ходе ежегодной большой пресс-конференции, которую президент даст 17 декабря.