будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума Конституция законотворчество
Июнь 15, 2025
Страна
Галлямов Аббас

Депутатов прививают от популизма

Депутатов прививают от популизма
800-600
Вячеслав Володин. председатель Госдумы . Источник: duma.gov.ru

Госдума седьмого созыва будет рассматривать все законопроекты, оставшиеся после работы депутатов предыдущих созывов. Это подтвердил журналистам председатель Госдумы Вячеслав Володин, ранее занимавший иную позицию по данному вопросу.

Напомним, в январе Володин высказывал идеи об «обнулении» всех законопроектов, оставшиеся на рассмотрение нижней палатой со времен прошлых созывов. При этом он ссылался на мировой опыт, утверждая, что есть разные способы решить вопрос, в том числе тот, при котором все законопроекты, которые не были рассмотрены «хотя бы в первом чтении», обнуляются новым созывом.

Эту инициативу не отвергли: лидер фракции «Справедливой России» Сергей Миронов назвал ее «дельной», пояснив, что если депутаты посчитают документ, пролежавший пять и более лет, требующим рассмотрения, они могут перевнести его. Правда, глава думского комитета по регламенту Ольга Савастьянова тогда отвечала, что на рассмотрение накопленных законопроектов понадобится более двух лет, даже с увеличенной продолжительностью заседаний и сокращенными перерывами.

 
Ольга Савастьянова, председатель Комитета по контролю и регламенту / duma.gov.ru

Однако, как пишет газета «Коммерсантъ», спикер Госдумы больше не рассматривает такую возможность. По его словам, парламентарии обязаны рассматривать эти документы, в соответствии с Конституцией, даже если законопроект устарел или получил негативную оценку со стороны правительства. 

Как пояснил Володин, к началу работы Госдумы седьмого созыва у депутатов накопилось более 2200  законопроектов, внесенных во время работы их предшественников. По оценке Володина, к настоящему моменту из этого количества рассмотрены 62% законопроектов, а осталось немногим более 700 документов.  

«Мы не имеем права их забыть, не имеем права взять и их обнулить. Конституция нас обязывает рассмотреть каждый законопроект, когда бы он ни был внесен, как бы он ни устарел, какого бы качества уже сейчас заключение правительства ни было, нам все равно его нужно рассматривать, на это необходимо время тратить», – цитирует издание его пояснения из интервью телеканалу «Россия 24».

Об устарелости некоторых документов речь зашла неслучайно: как уточнил Володин, в списке до сих пор не рассмотренных парламентом проектов закона есть и документ, который ждет своего часа уже 24 года, передает «Российская газета».

СМИ отмечают, что рассмотрение столь большого количества законопроектов требует времени. Тем не менее, в сентябре Володин заявил, что Дума может ликвидировать «законодательные завалы»  из законопроектов прошлых созывов еще до конца осенней сессии, напоминает информационное агентство ТАСС.

Юридический аспект ситуации для «Полит.ру» пояснил управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. С его точки зрения, Конституция не запрещает отбрасывать устаревшие законопроекты, и, возможно, разумно было бы избрать именно такой подход.

«Конституция прямо не предусматривает обязанности депутатов рассмотреть каждую внесенную законодательную инициативу, однако нет и положений, которые бы разрешали этого не делать. По сути, вывод о необходимости рассмотрения каждой инициативы сделан на основе отсутствия в законе процедуры отказа от такого рассмотрения.

Было бы целесообразно принять соответствующие изменения, поскольку нет никакой необходимости рассматривать проекты, внесенные за все время работы ведомства – это займет огромное количество времени, хотя большинство проектов уже не актуальны. В этом свете идея с «обнулением» не так уж и плоха, особенно, если понимать под ней рассмотрение в максимально упрощенном виде, что позволит отделить важные проекты от потерявших актуальность», – отметил Владимир Старинский.

Оценить политическую составляющую ситуации согласился Аббас Галлямов, политаналитик, бывший сотрудник аппарата правительства России. По его мнению, возобладавший в настоящее время подход не только правилен с юридической точки зрения, но и может послужить неплохим средством, предостерегающим депутатов от популизма.

«Поначалу в новой Думе рассматривались разные способы решения проблемы огромного «законодательного багажа», доставшегося в наследство от предыдущих созывов. Среди них были и такие радикальные, как «обнуление». С точки зрения российской политической традиции этот вариант был вполне приемлем: в России любят обвинять во всем предшественников и начинать все с нуля.

В конце концов, однако в Думе возобладал более умеренный подход – не столько политический, сколько правовой. Было решено, что нельзя задним числом отказать депутатам предыдущих созывов в закреплённом за ними Конституцией правом законодательной инициативы.

 
Депутаты на пленарном заседании
/ duma.gov.ru

Это правильное решение, все законопроекты должны быть рассмотрены. Кстати, это будет хорошей прививкой от популизма для нынешних депутатов», – объяснил Аббас Галлямов в беседе с  «Полит.ру».

Говоря о том, стоит ли изменить подход к подаче законопроектов, увеличивать требования к их проработанности, он выразил мнение, что это стоит сделать. Эксперт при этом не касался вопроса, нужно ли менять что-либо в организации работы с законопроектами в самой Госдуме – например, есть ли необходимость законодательно определить максимальный срок, в течение которого документ должен быть рассмотрен.

Напомним, в в России правом вносить законопроекты в Госдуму обладают президент, правительство, Совет Федерации и отдельные сенаторы, сами депутаты Госдумы, а также законодательные (представительные) органам субъектов Российской Федерации. Законодательные инициативы в сфере их видения также могут выдвигать Конституционный и Верховный Суды Российской Федерации по вопросам их ведения.

Галлямов Аббас
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).