будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
оружие преступность
Июль 3, 2025
Страна
Своекоштный Петр

«Дерзко, агрессивно, опасно»

«Дерзко, агрессивно, опасно»
lotkova-2203-1
Александра Лоткова. Источник: Фото: pershin-timofey.livejournal.com

Бурную реакцию интернет-сообщества на приговор Александре Лотковой можно назвать вполне ожидаемой. Взгляните на дело глазами обитателей социальных сетей: cуд приговорил 21-летнюю девушку к трем годам лишения свободы за нанесение телесных повреждений двоим мужчинам. При этом сама Александра, трижды выстрелившая в оппонентов из травматического пистолета, утверждает, что действовала в условиях необходимой обороны.

Лотковой было инкриминировано деяние по статье 111 УК - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека. Максимальное наказание по этой статье - восемь лет лишения свободы.

Конечно, суд вынес более мягкий приговор и зачел в счет срока наказания год домашнего ареста, отбытого во время следствия, и, таким образом, девушке предстоит провести в колонии только два года. Но реальный срок заключения за ранения из травматического пистолета, нанесенные при обстоятельствах, вызывающих у аудитории определенные сомнения, не может восприниматься спокойно.

Масла в огонь подлили и «радикальные патриоты», которым не понравилась неславянская фамилия одного из пострадавших - Ибрагима Курбанова. Многие сразу же начали вспоминать случаи предыдущих конфликтов на межнациональной почве и выискивать в нынешнем деле схожую подоплеку. Социальные сети пестрят националистическими «демотиваторами», а в объявлении о «массовом пикете», который планируется провести в защиту Александры 23 марта, прямо сказано, как ситуацию воспринимают «патриоты»: «русская девушка защитила себя от гостя столицы».

Вместе с тем, имя главного пострадавшего, который получил гораздо более тяжелое ранение, - Иван Белоусов. Их третьего товарища, участвовавшего в потасовке, зовут Иван Ермошкин. Если помнить об этом факте, то «национальная составляющая» инцидента резко теряет значимость.

Стороны конфликта, выдвигая диаметрально противоположные точки зрения по поводу случившегося, тоже избегают национальной риторики. Как и положено в таких случаях, версии строятся вокруг утверждений о том, кто «на самом деле проявлял агрессию» и вообще «первый начал».

Момент драки. Кадр: maruecosocial/youtube.com

По версии девушки, которую поддерживают ее многочисленные интернет-сторонники, вечером 26 мая прошлого года она с тремя подругами и тремя друзьями возвращалась из кафе. У входа на станцию метро «Цветной бульвар» у друзей произошел конфликт с тремя молодыми людьми - Иваном Белоусовым, Ибрагимом Курбановым и Иваном Ермошкиным.

Один из товарищей Александры Лотковой по имени Дмитрий зачем-то носил на поясе туристический топорик, который и привлек внимание оппонентов. Ибрагим Курбанов якобы отобрал топорик, после чего на теле Дмитрия появились порезы. По словам Александры, раны ее другу нанесли противники, которые «напали на них с ножом, избили и ограбили».

Конфликт продолжился на платформе, куда спустились обе компании. Произошла потасовка, которую безуспешно пытался остановить присутствовавший на станции сотрудник полиции. Ибрагим Курбанов якобы начал «размахивать ножом», а Александра Лоткова, и без того напуганная видом окровавленного друга, выстрелила в воздух из травматического пистолета, «чтобы отпугнуть нападавших». Оппоненты — Белоусов и Курбанов — попытались отнять у нее пистолет, но этому помешал один из друзей девушки. Завязалась новая потасовка, и Лоткова, по ее словам, начала стрелять уже наугад - «в кучу дерущихся». Тем не менее, ранения получили только противники, а хуже всех пришлось Ивану Белоусову — у него оказалось прострелено легкое.

По версии другой стороны конфликта, агрессию первыми проявили друзья Александры Лотковой. Туристический топорик у Дмитрия отобрали, якобы, обороняясь. Важную роль сыграло утверждение о том, что никакого ножа у Ибрагима Курбанова в руках не было, и порезы Дмитрию никто не наносил — он «получил их сам», пытаясь вернуть топорик. На платформе конфликт продолжился, но Белоусов, Курбанов и Ермошкин якобы пытались его погасить и ничем не угрожали своим противникам. А Лоткова, по их словам, применила травматический пистолет совершенно беспричинно, не сделав при этом никакого предупредительного выстрела в воздух.

Момент драки. Кадр: maruecosocial/youtube.com

Суд, по всей видимости, поверил аргументам Белоусова и Курбанова и отверг утверждение Александры о том, что она пыталась защитить себя и своих друзей. «Суд внимательно исследовал версию подсудимой и ее защитников о произведенной необходимой обороне, но признал эту версию надуманной и несостоятельной, поскольку объективных данных, свидетельствующих о наличии реальной угрозы жизни и здоровью Лотковой или ее близким в момент применения подсудимой оружия, получено не было», - сказано в пояснении пресс-службы суда.

Согласно выводам судьи, «действия Лотковой носили яркий антисоциальный, дерзкий, агрессивный и опасный характер, в действительности ничуть не связанный с необходимой обороной».

После приговора в прессе много было сказано о том, что Лоткова, студентка юрфака, действовала после инцидента юридически неграмотно. Она не стала заявлять об этом инциденте в полицию, а также сообщать о применении оружия, как того требует закон. Вместо этого девушка лишь посетила в больнице Белоусова, вручила ему торт и попыталась уговорить не писать на нее заявление, которое, кстати, при возбуждении дела по «тяжкой статье» вообще не играет никакой роли.

Кроме того, не были зафиксированы у врача и порезы на теле ее друга Дмитрия. При этом ножа у Ибрагима Курбанова, от которого якобы защищалась Лоткова, никто из свидетелей потасовки не видел. А в прессе появилась информация о том, что двое из троих молодых людей — друзей Александры — отказались свидетельствовать в ее пользу.

На записях камер видеонаблюдения разглядеть нож тоже не удалось. Таким образом, девушка фактически лишилась всех аргументов, которые могли бы подтвердить ее версию о самообороне. А тот факт, что Александра после случившегося зачем-то отдала пистолет на временное хранение своему знакомому, суд расценил как попытку «скрыть следы преступления».

Тем не менее, в контексте изложенных обстоятельств, дело оставляет несколько вопросов. Если преступление Александры, квалифицированное по статье «нанесение тяжких телесных повреждений», действительно было столь «антисоциальным, дерзким и агрессивным», то почему суд фактически ограничился двумя годами лишения свободы? Ведь такой срок выносят за преступления небольшой тяжести. А если судья все же счел убедительными хотя бы какие-то из аргументов в пользу версии о «необходимой обороне», то почему в приговоре значится реальный срок лишения свободы?

С другой стороны, если Лоткова и ее друзья считали себя «обороняющейся стороной» и «пострадавшими», то почему не написали заявление в полицию, а двое друзей девушки отказались давать показания?

Наконец не совсем понятны действия сотрудника полиции, на глазах которого произошло преступление. На видеозаписи с камеры видеонаблюдения он выглядит, мягко говоря, не очень уверенно. Стоит обратить внимание, что никто из участков этих событий не привлечен к ответственности за «неповиновение законным требованиям сотрудника правоохранительных органов». Получается, что полицейский не озвучивал никаких требований? Впрочем, в СМИ появилась информация, что после того случая он был уволен из МВД.

Как бы то ни было, это противоречивое дело вновь показало значимость роли интернет-аудитории в подобных конфликтах. Большая часть комментаторов встала на защиту девушки в полном соответствии с феноменом толпы, которая «любит битых». Как это обычно бывает, социальные сети сами привлекли к инциденту собственное внимание, а уж СМИ всегда рады угодить аудитории.

Вполне вероятно, что если бы приговор Александре Лотковой вдруг оказался оправдательным, то в глазах общества «последним пострадавшим» остался бы Иван Белоусов. В этом случае маятник общественного мнения качнулся бы в противоположную сторону, и многие интернет-комментаторы принялись сочувствовать бы молодому человеку. Главная опасность подобных местечковых потасовок сегодня состоит именно в том, что аудитория «Вконтакте» и «Фэйсбука» под лозунгами борьбы с несправедливостью может легко превратить небольшой конфликт в новую Манежку.

Своекоштный Петр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).