Главная черта нашей политики – это дешевка. Иными словами - низкая культура.
Есть низкая культура богатых, которые считают, что раз они много зарабатывают, то они умнее всех. В принципе богатые могут так думать, но демонстрировать это – признак низкой культуры. Им еще предстоит снять золотые цепи и научиться себя вести в обществе.
Есть низкая культура среднего класса. Хотя именно с ним традиционно связывались все надежды на политическое развитие страны. Самой показательной жертвой этих необоснованных надежд стали правые политики. Они считали, что главное – создать средний класс, а он уже будет автоматически поддерживать рыночные преобразования и демократизацию.
Они забыли, что средний класс в Германии радостно поддерживал Гитлера, средний класс в Италии поддерживал Муссолини, средний класс в Чили поддерживал Пиночета, в Испании - Франко…
Средний класс всегда поддерживает status quo. Ему еще приятно, когда льстят, объясняя, что он принадлежит к выдающемуся народу. Средний класс особенно в постимперских государствах легко покупается на дешевую лесть. И это – низкая культура среднего класса.
Есть низкая культура тех, кто считает себя в социальном проигрыше. Они полагают, что раз ЮКОС такой богатый, то нужно у него все отобрать. Главное понятие этой культуры – примитивно понятая «социальная справедливость», из которой следует презрение к экономической и технической деятельности, к творческому вкладу и инициативе.
В этой точке - основная задача для любого здравого политика. Нужно формировать культуру коммуникации со всем обществом. Может быть, ближайший прототип такой коммуникации – фордизм. Потому что осмысленная коммуникация с обществом возможна только посредством осмысленной деятельности, например, элементов здравой социальной политики.
Заимствованные понятия типа демократии, гражданских прав и свобод – не помогут. «Большие идеи» и демагогия выносят на поверхность пустышки. Права Чубайса и права тети Маши из города Кимры принципиально различны. Чубайс знает, как работать с судами и милицией, и сколько кому надо отнести. Тетя Маша тоже знает, что можно отнести, но ей нечего. С проблемой социальной справедливости нельзя работать так, как это делают популисты, но нельзя и игнорировать его общественное и культурное содержание.
Пока культурное качество всех наших политических страт оказывается невысоким. Вряд ли оно и могло быть иным – почти никто еще и не работал на его развитие. Победа «Родины» – это ничья не победа, и это не политика, а отражение убогого качества политической культуры.
Такие «победы» - на самом деле, всегда проигрыш, причем совершенно конкретный и посчитанный. Рогозин начал строить дамбу к острову Тузла за казенный счет. Он ее не достроил, только поднял пену в Азовском море. Путин провел переговоры с Кучмой, и Тузла осталась украинской. Причем было получено ухудшение отношений между Россией и Украиной, где выросли шансы совсем не пророссийских политиков. То же самое с проблемой Калининграда, которой занимался тот же человек. Мы полностью пошли на европейские условия, так что опять скорее проиграли. Если мыслить рационально, его надо было бы гнать поганой метлой, а его внесли на руках в Думу.
Похожие «патриоты» нападали на Шеварднадзе, а в результате получили Саакашвили, на которого им приходится нападать с удвоенной силой.
Поддержка Жириновским и другими деятелями Ирака стоила России, грубо говоря, 7 миллиардов потерянных долларов, которые были вложены в Саддама. А теперь они пытаются вышибить меньшее количество денег из ЮКОСа. Страна проиграла, а Жириновский на иракской истерике выиграл.
Отсюда очень близко до легкого вхождения в тоталитаризм. Люди, работающие на Лубянке, прекрасно понимают, что пройдет еще года два, и все убедятся, что Рогозин и Глазьев – пустышки. В этот самый момент выйдут люди с горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками, и скажут примерно следующее: «Мы же вас предупреждали, выборы у нас нечестные, политики только болтают, партии все продажные. Зачем все это надо? У вас есть отличный президент, который опирается на вполне понятные, чистые, породистые, некоррумпированные силовые структуры. Это и есть отборная публика, которая и должна управлять страной. Только извините, мы вас построим, так будет проще».
Это и есть основной сюжет, «большая игра» за Россию.