будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минобрнауки вузы интернет образование
Май 16, 2025
Страна
Белоголовцев Никита

Диджитал-образование как формат со своими законами

Диджитал-образование как формат со своими законами
800-600_13sE8fT
Компьютерный зал для занятий. Источник: Pixabay

Российские вузы получат возможность развивать онлайн-обучения. Постановление о выделении из бюджета соответствующих субсидий подписал глава правительства России Дмитрий Медведев. Постановление утверждает правила предоставления таких грантов.

Документ предполагает, что субсидии в виде грантов будут выдаваться на создание системы оценки качества онлайн-курсов, разработки требований к такому обучению, а также для повышения квалификации преподавателей.

«Гранты будут предоставляться по итогам конкурсного отбора на основании соглашения Минобрнауки России с вузом-победителем по утверждаемой Министерством образования и науки форме. К участию в конкурсе будут допускаться вузы, независимо от ведомственной подчиненности, представившие заявки в соответствии с установленными требованиями», – приводит информационное агентство ТАСС пояснения правительства.

В федеральном бюджете на 2017 год на такие гранты предусмотрены 400 млн рублей, на 2018 и 2019 годы – по 300 млн рублей.

Ситуацию с развитием онлайн-обучения в России для «Полит.ру» прокомментировал Никита Белоголовцев, главный редактор образовательного портала «МЕЛ». Он подчеркнул особенности этого вида обучения, благодаря которым оно не заменяет, а дополняет традиционное.

 
Учитель на уроке в аудитории / pixabay.com

«С онлайн-обучением есть три очень важных, на мой взгляд, момента. Первый: онлайн-обучение – школьное, вузовское, да любое – воспринимается многими как некая замена обучению традиционному. С моей точки зрения, это очень упрощенная концепция – эти модели друг друга не подменяют, а лишь дополнят. И, в зависимости от специфики, может возникать крен в ту или иную сторону.

Напомню, что онлайн-обучение заменяет так называемую «говорилку». Все современное образование так или иначе в эту сторону идет, и методики сейчас есть разные – например, flipped learning, методика «перевернутого» обучения в школе, когда не на уроке тема, а дома задание, а дома тема, а на уроке – применение ее, задания, проверка.

Понятно, что онлайн-обучение – абсолютно общий мировой тренд, и если у нас есть видео, интернет, все остальное, то почему бы их не использовать? С другой стороны (и, думаю, так будет еще не один десяток лет), все эти диджитальные связи и прочие возможности все равно не заменят каких-то вещей, которые лучше работают в реальном режиме, в режиме физического присутствия. А это – семинары, практическая работа, проектная работа, это построение каких-то связей, то, что называют модным словом «нетворкинг», и тому подобное.

В этом смысле онлайн-обучение не лучше и не хуже, а просто другое – оно отвечает на другие задачи, упрощает другие процессы. Оно, например, безусловно упрощает процессы, связанные с переездами. При нем не нужно переезжать в другой город, если в твоем не преподают нужного курса, – для людей с ограниченными возможностями здоровья, финансов, для людей, по тем или иным причинам привязанным к месту, к семье это важно. Словом, любое разумное развитие этого тренда правильно, хорошо и идет в ногу со временем.

Второй важный момент, с которым все сталкиваются при той или иной диджитализации образования, таков: цифровые форматы иначе работают, чем традиционное обучение. Это важно понимать. То есть хороший электронный учебник, который хочется смотреть, – это не отсканированные и оцифрованные страницы обычного бумажного учебника. Хороший онлайн-курс, который хочется проходить, на который хочется тратить ресурсы, – это не записанная фронтальной камерой лекция профессора. Или, скажем, не только она. И смешно воспринимать онлайн-обучение как ее. Смешно думать, что кто-то решил: о, клево, поставим камеру (подумаешь, если и криво), снимем лекцию профессора – со всеми паузами, с вопросами из зала – и выложим в интернет, чтобы не надо было в институт ходить!

 
Открытые лекции писателей в книжном магазине / pixabay.com

Нет, это так не работает по-настоящему. То есть, конечно, наличие и такого видео все равно лучше его отсутствия – для того, кто иначе физически не смог бы этого никак посмотреть. Но вообще, если мы говорим о каких-то долгосрочных стратегиях, это работает иначе. Диджитал – это формат со своими законами. Блестящая лекция блестящего профессора или прекрасный семинар в институте не всегда передаются такой «лобовой съемкой». Об этом очень важно помнить. Потому что самые разные эксперименты, начиная от проводившихся в школах, говорят: если вы просто даете компьютеры, планшеты или подключаете класс к интернету, то это либо дает минимальные результаты, либо вообще их не дает.

По большому счету, чтобы такое образование стало эффективным, его надо перепридумывать. Его надо перерабатывать специально в цифровой курс.

И третий момент, который мне кажется важным. Диджитализация образования имеет право на жизнь как ответ на какие-то конкретные вызовы и как способ решения каких-то конкретных задач. Создавать систему онлайн-образования потому, что мы решили, что нам нужно такое образование, и вот мы его создаем, – это путь в никуда. Он в лучшем случае не принесет существенного вреда и просто позволит потратить какое-то количество денег. Как мне представляется, очень важно понимать, зачем это делается в каждом конкретном случае.

Это делается для того, чтобы уменьшить отток талантливой молодежи их регионов? Вариант, да. Когда ты позволяешь человеку учиться рядом с домом, работать рядом с домом, или, скажем, участвовать в учебе без физического отрыва от места, где идет некое производство – то это классная штука. Возможность как-то удаленным образом сверстать программу из курсов разных ведущих университетов, так называемые кросс-программы? Это тоже классно и тоже понятно зачем. Для привлечения иностранных студентов (если, допустим, мы говорим о переводе на иностранные языки)? Тоже да, тоже очень понятно.

Просто каждая такая задача не то чтобы исключала другие – она требует какого-то специфического подхода и, соответственно, должна быть специфически решена. И мне кажется, что все это очень важно учитывать», – сказал Никита Белоголовцев. 

Белоголовцев Никита
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).