будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Страна

Дипломаты попали в Сеть

Дипломаты попали в Сеть
iskat77
Иллюстрация: Сергей Елкин

МИД все больше внимания уделяет информационным технологиям. Оно и понятно: «твиттер-революция» в Иране, Wikileaks, «арабская весна». Впрочем, власти вновь путают внешние проявления и причины. Ведь без сильного внутреннего недовольства никакой интернет не пошатнет российский режим. Даже при помощи «Госдепа».

Значение новых технологий постепенно понимают даже самые консервативные и забюрократизированные структуры. По данным «Коммерсанта», в МИДе появился специальный «куратор интернета»: спецкоординатор по вопросам политического использования информационно-коммуникационных технологий в ранге посла по особым поручениям. Эту позицию занял Андрей Крутских, до последнего времени — заместитель главы департамента новых вызовов и угроз. Департамент был создан в 2001 году и к сферам его ответственности относятся терроризм, международная преступность, наркотрафик и интернет.

Теперь интернет избавлен от спорного в символическом плане соседства и ему придан повышенный приоритет.

Необходимость что-то делать с коммуникационными технологиями по мидовской линии предлагалось из серии «технологии можно использовать для дестабилизации международной обстановки». «Если не адаптировать международное право под новейшие технологии, они нас сожрут. А если не наладить международное сотрудничество, все прежние войны покажутся цветочками»,— говорил тот же Андрей Крутских на одной из конференций по информационной безопасности в прошлом году.

Насколько интернет-технологии могут быть неприятными с точки зрения дипломатии, граду и миру продемонстрировал, несомненно, Wikileaks. Тысячи дипломатических депеш, внезапно выложенные в Сеть, не на шутку встревожили дипломатов и политиков почти всего мира. Более других волновались американцы, но и за, скажем, шуточками российских политиков виделась серьезная обеспокоенность. Граду и миру было наглядно продемонстрировано то, о чем уже давно говорили специалисты по информационной безопасности: киберпространство может быть опасно и в актуально политическом плане.

Публично, разумеется, больше говорится о том, что условные террористы и прочие радикальные элементы могут координировать свою деятельность посредством Сети, а потому необходимо принимать превентивные меры. Россия, например, уже не первый год ратует за принятие международного киберкодекса, а само информационное пространство специалисты того же МИДа сравнивают с космосом, по которому принят целый ряд документов ООН. По российской версии, в этих правилах должен быть установлен запрет на использование сети в военных целях, а также для свержения режимов в других странах.

Однако Wikileaks и Джулиан Ассанж взволновали политиков куда сильнее абстрактных террористов. Представить, что два клика мышки могут дать человеку доступ к тайнам, мягко говоря, не для широкого распространения — это действительно переворот сознания и переворот в политике. Вот уж действительно и новый вызов, и новая угроза.

Помимо «страшного Викиликса» забот и обеспокоенности российским дипломатам добавила иранская «твиттер-революция», а затем и «арабская весна». В ходе массовых выступлений протестующие эффективно координировали свои действия через интернет.

Впрочем, попытки обезопасить себя от угрозы «кибер-революции» - в большой степени тщетная затея. Тем более при помощи создания очередной бюрократической структуры. Во-первых, революции, вне зависимости от страны и степени «бархатности», все-таки случаются в офлайне.

Во-вторых, Сеть — лишь способ самоорганизации протеста и механизм преодоления монополии властей на информацию и организацию граждан.

Сама по себе сеть в этом смысле стерильна: если недовольства властью не существует, то любой, самый коварный и изощренный «Госдеп», даже вооружившись интернетом, будет бессилен. Если же власть и так дышит на ладан — как было в Северной Африке — то спасти ее существенно сложнее и режимы, скорее всего, пали бы и без современных технологий.

Однако это универсальное средство бюрократии всех времен — бороться с внешними проявлениями, а не причинами.

Любое новое явление в этих условиях принимается за вызов и рождается желание немедленно его если и не вовсе запретить, то каким-то образом ограничить его распространение. В наиболее радикальной форме известно еще от грибоедовского Скалозуба: «уж коли зло пресечь — собрать все книги бы, да сжечь». В этом смысле внимание российского МИДа или ФСБ к интернету является неизбежным. Ровно как неизбежны и попытки как-то отвадить граждан от использования «вредных» информационных технологий.

 

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).