будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
выборы
Июль 2, 2025
Страна
Орешкин Дмитрий

Дистрофия российского единства

Дистрофия российского единства
98_12

У нас, как все знают, идет процесс консолидации. Проблема в том, что этот процесс идет внутри бюрократии, а не в стране. Так что если, не дай бог, что-либо случится с нашим президентом и его администрацией, которая стремится стать единственной спайкой российской государственности, у нас вновь появляется опасность распада.

Региональные выборы, которые в большом количестве пройдут одновременно с президентскими, зафиксируют эту тенденцию. Помните перестроечный анекдот: у нас как в лесу - верхушки на ветру качаются, а внизу - тишина и благодать.

Мы ожидаем довыборы в Думу по трем округам. Понятно, что в основном победит «Единая Россия». В российском политическом классе уже сложилось мнение, что заниматься политикой можно только будучи в одной партии.

Избрание губернаторов абсолютно полностью зависит от федеральной власти. Один из инструментов лояльности - сужение бюджетных полномочий региональных властей. Сейчас она только на 30% обеспечивает социальную политику за счет собственных налогов, а на 70% зависит от федеральной власти. Это означает, что губернатор должен улыбаться центру и стоять задом к своему избирателю.

Впервые выборы в органы представительной власти регионов будут наполовину избираться по партийным спискам федеральных партий. По замыслу – это попытка заставить партии пойти в регионы. На самом деле будет интересно посмотреть, как будут вести себя партии и в каких случаях их будет больше одной.

На примере Свердловской области мы видим ответ. Там решили сыграть СПС и «Яблоко», но губернатор оказался против. У Эдуарда Росселя есть поддержка Кремля, он действует, не стесняясь в средствах. И дело не в том, что губернатор какой-то особенно недемократичный. Он, как и все, понимает главное: нужно проявить лояльность. Лояльность измеряется по результату, а о средствах его никто не спрашивает. Если с «Единой Россией» что-то случится, то с него спросят.

Остаются выборы в муниципальные органы власти: мэрские и в муниципальные собрания. Это единственное пространство, где еще есть надежда на избирателей и инициативу снизу. Но, скорее всего, и они будут идти по бюрократическому сценарию, потому что население пока не очень понимает, как его жизнь связана с теми или иными органами власти. Самоуправление у нас - это еще один орган власти, еще одно место, где заседают начальники, куда надо ходить за документами и справками.

Ровно также все прекрасно знают, что самая главная функция ГАИ - обеспечить продвижение машин с мигалками. Постовой лучше всего работает на обеспечение простейших потребностей власти. Если же гражданину что-то понадобилось на дороге, то придется платить взятку, а результат не гарантирован. Это - анизотропия власти.

Так в свое время распался СССР. Была единственная система, определяющая цельность страны – КПСС. Как только эта система рухнула, то оказалось, что никакого интереса во взаимодействии, скажем, Узбекистана с Туркменистаном напрямую - нет. Единого советского народа, единого экономического пространства, единого информационного и культурного пространства не оказалось. Вернее, они оказались неконкурентоспособными.

И сейчас единственная стяжка находится в Кремле, и эта стяжка военно-бюроратическая. Она сейчас укрепляется, что воспринимается как собирание российских земель, а на самом деле происходит дистрофия внутренних связей.

Будущее того же господина Росселя решается в пространстве Москва-Екатеринбург. Уже Челябинск его не интересует, потому что губернатор Челябинской области тоже зависит от Кремля, а не от Росселя. Это естественный и, наверное, неизбежный процесс укрепления централизованной бюрократии. Но проблема в том, что она укрепляется за счет региональных экономик и бюрократий, а не вместе с усилением внутренних связей в стране.

Россия уже была на грани распада в начале 90-х. Каждый регион вводил тогда свои карточки на товары, запретил вывоз своих товаров за пределы своего субъекта, чтобы тратили здесь же. Поступали ровно также, как новые независимые республики бывшего СССР. Батька Кондрат в свое время запрещал вывозить картошку из Краснодарского края.

Тогдашнее федеральное правительство решало вопрос единства, специально занимаясь разрушением заборов, выросших внутри страны. В результате, например, создания и укрепления единого рубля, торговые заборы естественным образом рухнули, потому что глупо не вывозить картошку, если ее где-то можно продать дороже. Но ситуация легко может возродиться - остается окончательно прибить экономические стимулы и внутренние связи регионов.

Если вернуться к примеру с ГАИ, то не только в отношении граждан эффективность системы мала. Машины с мигалками они еще пропустят и сопроводят, а вот смогут ли справится с действительно критической ситуацией – большой вопрос.

Если новая централизованная бюрократия однажды покажет свою неэффективность, у нас будет очень серьезный шанс потерять единую Россию. Каким образом она сможет показать эффективность, не очень понятно.

Орешкин Дмитрий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).