будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
выборы губернаторов Координационный совет оппозиции
Июль 1, 2025
Страна

Дивиденды протеста

Дивиденды протеста
upravlenie-0303_1
Оппозиция

Оппозиция все больше и больше становится нужной власти. Но не только для повышения уровня доверия электората и более достоверной имитации развития демократических процессов. Она способна, оказывается, решать реальные проблемы власти, рискуя в ближайшее время натурально стать смазкой всей государственной машины, помогая ее шестеренкам еще бодрее вращаться в прежнем направлении.

Субъективная оппозиция

Оппозиция на сегодня стала зеркалом общественного мнения. Недоверие к власти велико настолько, что любой, кто назовется ее противником, может сегодня претендовать на весьма существенный кредит доверия со стороны общества. Ну и как, спрашивается, можно этим не воспользоваться? Правильно! Только если не знаешь, как воспользоваться. Но с рецептурой тут, как обычно, подсобил федеральный центр. Только на этот раз не властный, а оппозиционный.

Как будто отвечая запросу власть имущих не иметь оппозиции вовсе, резко обострившемуся с декабря 2011 года, наши активисты протеста явили миру совсем не мертворожденный, как утверждают злые языки, конструкт. Да-да, тот самый КС, Координационный совет оппозиции. То есть да, для самих членов этого КС данная разработка ни к чему, в общем, хорошему не привела. Оппозиция, как неоднократно заявлялось, с Координационным советом села в лужу, но она еще не скоро поймет насколько. Поскольку власти эта «оппозиционная» находка может очень и очень пригодиться. Особенно в свете многократно предстоящих губернаторских выборов.

Активная ротация губернаторского корпуса потребует от новых кадров решения массы непростых вопросов. И все-все от организации себе проходного балла, если они как Андрей Воробьев и Константин Ильковский поставлены на регион еще до выборов, до привлечения в регион инвестиций и требуемого уровня исполнения региональных законодательных актов, упирается в местные элиты. То есть в руководителей госпредприятий, руководство местных силовых структур и муниципальных образований.

Процесс переговоров с этим сообществом для новых губернаторов – всегда отдельный, очень непростой вопрос. Власть придержащие на местах отчаянно торгуются, не боятся показать зубы и вообще, что вполне логично, ведут себя с новым главой субъекта, как хозяева с незваным гостем. Раньше за назначенцами формально стоял Кремль. Теперь же, в виду выборов, формально за новыми губернаторами стоит народ, с которым у нас давно уже считаться не особенно привыкли.

Но тут, как ни странно, именно недоверчивый и протестный наш народ как бы сам предлагает власти новый рычаг для усмирения самого себя. Раньше бы встал вопрос, как это все аккумулировать, но теперь у нас есть новомодное изобретение – Координационный совет оппозиции. Теперь достаточно создать свой собственный региональный КС и аккумулировать в нем запросы всех общественников. Как создать? Да проще простого. Возьми часть региональных бизнесменов, которые сами не первый год изнемогают в схватках с местной властью, и пообещай им решение проблем взамен на финансирование структуры.

Главная тонкость, чтобы такой КС оставался структурой субъекта, не претендуя на то, чтобы быть частью протеста федерального, или, упаси Господь, всероссийского. Но и тут проблем не предвидится. Наша оппозиция на сегодня так отдалилась от народа и погрязла в собственных противоречиях, что отложиться от нее любому региональному начинанию – только репутационный бонус на старте. А словосочетание «координационный совет» при этом добавляет легитимности самой структуре за счет узнавания «бренда». Еще раз спасибо «королям Болотной». Так что и риторика, и обстановка вполне располагают к тому, чтобы такой КС оставался «субъективным», не выходя за пределы вотчины нового губернатора.

Ну, а дальше все становится красиво как в сказке.

Стрижка купонов

Перечислять выгоды нового губернатора от такого решения можно долго, и всех не охватишь. Затронем лишь основные.

Во-первых, мгновенно найдется общий язык с крупным региональным бизнесом. Больше не нужно ничего придумывать, чтобы показаться полезным. Есть предмет сотрудничества, основания обещать и повод требовать лояльности.

Во-вторых, вся оппозиция, какая только есть – под надежным финансовым контролем свежеиспеченных вассалов. Те же общественные силы региона, которые не примкнут к местному совету оппозиции, теперь можно просто обозвать лицемерами и маргиналами. Заявить, что они не хотят единым фронтом бороться за благо народа, после чего изводить их силами все того же КС, не пачкая нежных губернаторских ручек.

В-третьих, теперь «общественное мнение» транслируемое такими общественниками, можно уже не игнорировать, а поддерживать, стяжая лавры либерального политика при котором, смотрите-ка, открыто действует оппозиция.

В-четвертых, отвечая как бы на запросы народа, губернатор укрепляет и легитимность института выборности глав регионов («Смотрите, меня избрал народ, и я слышу народ!»), и легитимность института выборов вообще («О каких подтасовках на выборах вы говорите? Я веду себя как настоящий народный избранник!»).

В-пятых, губернатор формирует себе дополнительный электоральный ресурс в той мере, в какой структурно КС будет развит (ведь ничто не мешает при наличии средств иметь ему, скажем, свою ячейку в каждом муниципальном образовании).

Но самое главное - он получает настоящий инструмент давления на местную элиту. Он может теперь уличать неугодных в чем только душа пожелает, сохраняя статус-кво. Вынуждая местных князьков уже не сражаться с ним, а бежать к нему в поисках защиты от «распоясавшейся» общественности.

Но, конечно, новая схема рождает и новые опасности. Те, кто решатся воспользоваться этой схемой, но не учтут всех деталей, могут и поплатиться.

Фронт гражданский и фронт народный

Главных опасностей при реализации проекта «управляемая региональная оппозиция» две. Первая - что подконтрольность оппозиции станет достоянием гласности. Вторая - что инициатива на местах войдет в конфликт с интересами федерального центра.

Поговорим сначала о первой угрозе. Вычислить такой «карманный» КС технически будет несложно. Во-первых, он первым делом объявит о своей самостоятельности и неподконтрольности тому КС, что организован в Москве. А значит, такая «субъектная» оппозиция будет всячески избегать федеральной повестки, концентрируясь на проблемах региона и только на них. Это главный признак. Во-вторых, источники финансирования такой региональной «оппозиции» маловероятно окажутся непубличны. Бизнесмены-спонсоры нет-нет, да и попытаются получить свою порцию медиаактива через заявление о своей якобы оппозиционности. И если раньше они были лояльны власти, а тут вдруг «опротестились» - это, конечно, насторожит внимательных наблюдателей. Но, в общем, все это не слишком опасно, поскольку, ни в первом, ни во втором никакой крамолы нет. Подозревать и распускать слухи скептики могут сколько угодно, но доказать ничего не получится. Разве что сам губернатор или кто-то в его окружении проколется, допустив в публичное поле документ, согласно которому, скажем, один и тот же человек финансирует и партию, и КС в регионе одновременно. Но вот, например, в случае с тем же Ильковским, эсером по партийной принадлежности, вопросов и в такой ситуации не возникнет. Откуда, если он сам – оппозиция.

Вторая угроза активности губернатора на гражданском фронте более реальна, поскольку в России резко вскоре начнет набирать активность фронт «народный», то есть пресловутый ОНФ. Сколько бы бизнеса в регионе не было – его количество ограничено. И немало крупных региональных бизнесменов уже заручились (или думают, что заручились) поддержкой непосредственно федерального центра, записавшись в лучшие друзья «Народного фронта». Или, если выражаться точно – в список «организаций присоединившихся к ОНФ». Если, скажем, одни и те же бизнесмены в ОНФ и КС все же окажутся задействованы, то опять возникает риск все того же публичного разоблачения. А если не окажутся, то активность «Народного фронта» может не на шутку столкнуться с активностью карманного КС при борьбе на выборах в Госдуму в 2016-м в одномандатных округах. Губернатор захочет выдвигать своих а «Фронт» своих. Как быть?

Впрочем, и тут можно найти выход. В ОНФ, в силу заявленной «мультиформатности» вступают разные общественные организации. В том числе условно оппозиционные. И если, скажем, активист губернаторской оппозиции пройдет в Думу по списку «Народного фронта» - то это власть себе опять и в плюс к общей «демократизации» записать может. Главное, чтобы они, координационный совет губернатора и координационный совет ОНФ, по этому поводу не забыли договориться. Чтобы и дальше крепчать вместе на фоне широко декларируемой «политической либерализации».

Протестуй во благо Родины!

В целом, же данный рецепт, если будет широко использован (а по слухам, кое-где его уже начали реализовывать), то оппозиция в России станет, наконец, не только неотъемлемым, но и приветствующимся всеми атрибутом политической жизни.

Режим наш, по крайней мере, к этому очень стремится. Настолько, что даже главный политический консультант Кремля Дмитрий Бадовский во всеуслышание заявляет: «Путин и его команда формулируют их так: появление в стране сильной, ответственной и национально ориентированной оппозиции. Это в долгосрочном плане более важная задача, чем сохранение устойчивых позиций нынешней партии власти».

Нынешние и будущие губернаторы скоро это поймут, и оппозиция «расцветет» по всей стране небывало. Но не упустят губернаторы и другой фразы Бадовского, который, вне всяких сомнений, ретранслирует волю гаранта Конституции: «Элита должна включать в себя не только нынешнюю властную команду, но и оппозицию».

Но места в элите мало. Зачем туда тянуть каких-то новых людей, когда достаточно просто «прописать» часть членов элиты в оппозиции. И все, вопрос решен. Остается только стричь купоны с народного протеста, который еще вчера эту саму элиту так донимал.

Ну а всем протестно настроенным согражданам в этой ситуации останется только радоваться. Ведь они наконец-то по-настоящему пригодились своей стране!

 

 

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).