будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Крым туризм
Май 18, 2025
Страна
Яковлев Денис

«Для развития внутреннего туризма стоит обратить внимание на американский и советский опыт»

«Для развития внутреннего туризма стоит обратить внимание на американский и советский опыт»
800-600_IILfCFP
Смотровая площадка. Источник: pixabay.com

Начинается сезон летних отпусков, и потенциальные путешественники с грустью смотрят на путевки к морю с ценником от 100 тысяч рублей на семью из 3 человек за бюджетный Крым. Такие поездки могут себе позволить лишь 6% россиян. Все попытки Ростуризма вовлечь население во внутренний туризм упираются в высокую стоимость билетов – как на самолет, так и на поезд. Возможно, профильному федеральному агентству стоило бы обратиться к советскому и, как ни странно, американскому опыту?

Неоднократно побывав в Америке, я удивился, насколько территория страны приспособлена для туристов. Даже в самых отдаленных уголках все продумано до мелочей. Организаторы выискивают интересные факты, обыгрывают их, продвигают и на этой основе создают привлекательный туристический объект. Например, есть точка с красивым обзором или место, где встречаются редкие минералы. Американцы тут же делают из этого настоящее шоу со всеми удобствами: площадку для обзора, удобный подъезд к ней, сувенирную лавку. В итоге все выглядит очень красиво и цивилизованно. И отсюда результат – редкая американская семья в отпуске сидит на месте или едет за рубеж. Погрузиться в трейлер и колесить по стране – вот общее место американской культуры, обыгранное в десятках фильмов.

В Советском Союзе вопрос отдыха трудящихся был поставлен еще масштабнее: туристское движение в СССР появилось еще в 20-х годах прошлого века, а в 70-е годы достигло своего размаха – в год внутри страны обслуживалось до 30 миллионов туристов и 131 миллион экскурсантов (здесь имеются в виду краткосрочные поездки на небольшие расстояния). Это только те, кто пользовался официальными туристическими путевками. 75-80 миллионов человек участвовало в самодеятельных путешествиях и походах. То есть половина населения страны. Так почему же сегодня ни государство, ни простые граждане не смотрят в эту сторону?

Кто-то может сказать, что цинично предлагать людям, привыкшим к 5 звездам Турции и Египта, закинуть рюкзачок за плечи и отправиться в ближайший лес.

Ну, давайте исходить из жизненных реалий: доллар вырос – зарплаты в долларовом эквиваленте нет, из-за событий на Ближнем Востоке популярные направления небезопасны и уже недешевы, про эксклюзивные путешествия мы не будем, мы же о массовом туризме, о туризме для всех.

Так вот, чтобы отдыхали за пределами квартиры и дачи не 6%, а хотя бы 20% жителей России, достаточно и рюкзака за плечи. Даже в Московской области в пределах 100 километров можно организовать увлекательный поход. Попробуйте отъехать хотя бы на 50 километров по тому же Новорижскому  или Волоколамскому шоссе, откроете удивительные вещи и прекрасные природные ландшафты. То же самое касается любого региона – мы знаем, как выглядят пирамиды Хеопса, но ничего не знаем и, увы, часто не хотим знать о местах, где мы живем.

Такого рода путешествия сегодня называются модным словом «трекинг», а, если не пользоваться англицизмами, то старым добрым словом «поход». Трекинг в России может быть одним из самых познавательных и разнообразных. Нужны озера? Пожалуйста, есть Байкал, Карелия, Селигер, Телецкое озеро на Алтае. Горы? Сколько угодно: Эльбрус, Уральские хребты, Хибины, таинственное плато Путорана, тот же Алтай.

Кроме возможностей для отдыха, развитие «походной культуры» будет иметь и экономический эффект. В первую очередь, это развитие малого и среднего бизнеса и самозанятости. Туризм влияет на 53 отрасли экономики. По своему опыту, в динамике последних нескольких лет могу отметить, что спрос на туристическую экипировку в среднем вырос на 30% - это очень динамично развивающееся направление. Большинство покупает не только для ежедневного использования или занятий спортом, но и с прицелом на семейные туристические поездки или походы. Средняя стоимость экипировки качественного зарубежного бренда на летний период – 15-20 тысяч рублей на человека, срок службы – 5 лет. Только за счет популяризации походного отдыха на этот рынок может прийти несколько миллионов новых покупателей, в денежном отображении  - это миллиарды рублей в ритейле.

Финансовый кризис и снижение доходов значительно повлияли на конфигурацию туристической отрасли и предпочтения людей. Все чаще россияне выбирают лесной поход, сплав по реке или поездку по регионам на машине всей семьей. Походный туризм дает огромные бонусы, которые часто людьми просто не осознаются. Масса психологических трудностей лечатся очень просто – сменой обстановки и новыми впечатлениями. Ну а если прибавить свежий воздух и гармоничную физическую нагрузку, то это просто «что доктор прописал». Если в анамнезе только лежак на турецком берегу, то стоит хотя бы ради любопытства изменить ему с рюкзаком и палаткой. Впечатлений гарантировано будет больше.

Запрос на трекинг, рафтинг и другие виды активного отдыха в России заметно растет. Есть огромные территории и возможности для этого. Осталось проложить между желаниями и возможностями широкую дорогу государственной и частной поддержки в области туризма. Например, разработать официальные маршруты и оборудовать их. Вкладываться не только в большие гостиничные комплексы, но и малобюджетное, но столь необходимое оборудование кэмпингов и площадок, формировать моду на семейный отдых на свежем воздухе. И тогда доля туризма в ВВП будет не 1,5%, а активного населения, проводящего отдых за пределами квартиры и собственного двора, не 6%.  Да и на здоровье людей это отразится самым положительным образом.

 

Денис Яковлев - спортсмен, топовый стрелок и совладелец команды Red Star Open (практическая стрельба), серебряный призер Кубка России по практической стрельбе-2017.   Руководитель компании TACTEC (официальный дистрибьютор марки 5.11 Tactical - спецодежды и снаряжения для сотрудников силовых структур, экстремальных видов спорта и активного отдыха). 

Яковлев Денис
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).