Начинается сезон летних отпусков, и потенциальные путешественники с грустью смотрят на путевки к морю с ценником от 100 тысяч рублей на семью из 3 человек за бюджетный Крым. Такие поездки могут себе позволить лишь 6% россиян. Все попытки Ростуризма вовлечь население во внутренний туризм упираются в высокую стоимость билетов – как на самолет, так и на поезд. Возможно, профильному федеральному агентству стоило бы обратиться к советскому и, как ни странно, американскому опыту?
Неоднократно побывав в Америке, я удивился, насколько территория страны приспособлена для туристов. Даже в самых отдаленных уголках все продумано до мелочей. Организаторы выискивают интересные факты, обыгрывают их, продвигают и на этой основе создают привлекательный туристический объект. Например, есть точка с красивым обзором или место, где встречаются редкие минералы. Американцы тут же делают из этого настоящее шоу со всеми удобствами: площадку для обзора, удобный подъезд к ней, сувенирную лавку. В итоге все выглядит очень красиво и цивилизованно. И отсюда результат – редкая американская семья в отпуске сидит на месте или едет за рубеж. Погрузиться в трейлер и колесить по стране – вот общее место американской культуры, обыгранное в десятках фильмов.
В Советском Союзе вопрос отдыха трудящихся был поставлен еще масштабнее: туристское движение в СССР появилось еще в 20-х годах прошлого века, а в 70-е годы достигло своего размаха – в год внутри страны обслуживалось до 30 миллионов туристов и 131 миллион экскурсантов (здесь имеются в виду краткосрочные поездки на небольшие расстояния). Это только те, кто пользовался официальными туристическими путевками. 75-80 миллионов человек участвовало в самодеятельных путешествиях и походах. То есть половина населения страны. Так почему же сегодня ни государство, ни простые граждане не смотрят в эту сторону?
Кто-то может сказать, что цинично предлагать людям, привыкшим к 5 звездам Турции и Египта, закинуть рюкзачок за плечи и отправиться в ближайший лес.
Ну, давайте исходить из жизненных реалий: доллар вырос – зарплаты в долларовом эквиваленте нет, из-за событий на Ближнем Востоке популярные направления небезопасны и уже недешевы, про эксклюзивные путешествия мы не будем, мы же о массовом туризме, о туризме для всех.
Так вот, чтобы отдыхали за пределами квартиры и дачи не 6%, а хотя бы 20% жителей России, достаточно и рюкзака за плечи. Даже в Московской области в пределах 100 километров можно организовать увлекательный поход. Попробуйте отъехать хотя бы на 50 километров по тому же Новорижскому или Волоколамскому шоссе, откроете удивительные вещи и прекрасные природные ландшафты. То же самое касается любого региона – мы знаем, как выглядят пирамиды Хеопса, но ничего не знаем и, увы, часто не хотим знать о местах, где мы живем.
Такого рода путешествия сегодня называются модным словом «трекинг», а, если не пользоваться англицизмами, то старым добрым словом «поход». Трекинг в России может быть одним из самых познавательных и разнообразных. Нужны озера? Пожалуйста, есть Байкал, Карелия, Селигер, Телецкое озеро на Алтае. Горы? Сколько угодно: Эльбрус, Уральские хребты, Хибины, таинственное плато Путорана, тот же Алтай.
Кроме возможностей для отдыха, развитие «походной культуры» будет иметь и экономический эффект. В первую очередь, это развитие малого и среднего бизнеса и самозанятости. Туризм влияет на 53 отрасли экономики. По своему опыту, в динамике последних нескольких лет могу отметить, что спрос на туристическую экипировку в среднем вырос на 30% - это очень динамично развивающееся направление. Большинство покупает не только для ежедневного использования или занятий спортом, но и с прицелом на семейные туристические поездки или походы. Средняя стоимость экипировки качественного зарубежного бренда на летний период – 15-20 тысяч рублей на человека, срок службы – 5 лет. Только за счет популяризации походного отдыха на этот рынок может прийти несколько миллионов новых покупателей, в денежном отображении - это миллиарды рублей в ритейле.
Финансовый кризис и снижение доходов значительно повлияли на конфигурацию туристической отрасли и предпочтения людей. Все чаще россияне выбирают лесной поход, сплав по реке или поездку по регионам на машине всей семьей. Походный туризм дает огромные бонусы, которые часто людьми просто не осознаются. Масса психологических трудностей лечатся очень просто – сменой обстановки и новыми впечатлениями. Ну а если прибавить свежий воздух и гармоничную физическую нагрузку, то это просто «что доктор прописал». Если в анамнезе только лежак на турецком берегу, то стоит хотя бы ради любопытства изменить ему с рюкзаком и палаткой. Впечатлений гарантировано будет больше.
Запрос на трекинг, рафтинг и другие виды активного отдыха в России заметно растет. Есть огромные территории и возможности для этого. Осталось проложить между желаниями и возможностями широкую дорогу государственной и частной поддержки в области туризма. Например, разработать официальные маршруты и оборудовать их. Вкладываться не только в большие гостиничные комплексы, но и малобюджетное, но столь необходимое оборудование кэмпингов и площадок, формировать моду на семейный отдых на свежем воздухе. И тогда доля туризма в ВВП будет не 1,5%, а активного населения, проводящего отдых за пределами квартиры и собственного двора, не 6%. Да и на здоровье людей это отразится самым положительным образом.
Денис Яковлев - спортсмен, топовый стрелок и совладелец команды Red Star Open (практическая стрельба), серебряный призер Кубка России по практической стрельбе-2017. Руководитель компании TACTEC (официальный дистрибьютор марки 5.11 Tactical - спецодежды и снаряжения для сотрудников силовых структур, экстремальных видов спорта и активного отдыха).