будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
коррупция
Май 20, 2025
Страна

Доходы власти станут ближе к народу

Доходы власти станут ближе к народу
deklaracia-prav-3
Коррупция. Источник: contrasterra.ru

Декларируемая ныне «антикоррупционная борьба» развернута сразу в нескольких ведомствах, остальное чиновничество в волнении. Понятно, что «планомерной и систематической борьбы» в логике российской бюрократии не существует, потому и достаться может почти кому угодно, вне зависимости от действительных или мнимых успехов и провалов в работе.

Помимо шумной агитационной кампании в медиа, предлагаются и иные новации, призванные помочь в борьбе с коррупцией. В правительстве, скажем, подготовлен законопроект, который вводит новый вид некоммерческих организаций, целью которых является «формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению».

Иная инициатива правительства касается порядка публикации деклараций о доходах чиновников. Как пишут «Ведомости», правительство обяжет ведомства не просто публиковать сведения о доходах на своих сайтах, но делать это так, чтобы до деклараций было легко добраться. Теперь на сайте должен быть специальный раздел, посвященный борьбе с коррупцией, и попадать туда пользователь должен с главной страницы «в один клик».

Ранее каждое ведомство публиковало сведения о доходах своих начальников там, где ему хотелось. В некоторых случаях декларации были запрятаны на сайте довольно далеко и в неочевидных разделах. Если не знаешь, что искать, то никогда и не найдешь. Строго говоря, тем самым выхолащивалась сама идея деклараций, как инструмента гражданского контроля.

Фото: dumskaya.net

В декларировании доходов, впрочем, имеется одно большое «но»: за все время обнародования деклараций высшими чинами российских ведомств ни одна из них не стала инструментом борьбы с коррупцией. Тут либо следует предположить, что в руководстве российских ведомств никаких фактов коррупции нет, либо декларации в смысле выявления взяточников, мягко говоря, негодный инструмент.

В качестве иллюстрации: с 2011 года ФСБ проводила антикоррупционную проверку бывшего замглавы МВД и бывшего главы питерской милиции Михаила Суходольского. Сам фигурант проверки был со скандалом отставлен с поста, говорили, что его даже могут арестовать. Никаких деклараций Суходольскому не поминали. Не фигурировали декларации о доходах и при лишении депутатских мандатов "депутатов-бизнесменов" Геннадия Гудкова и Алексея Кнышова.

Складывается ощущение, что все всё понимают: есть смешные бумажки, есть реальность, между ними — пропасть. Получается, что декларации — это про все, что угодно, но не про борьбу с коррупцией. Да и сама «антикоррупционная кампания» тоже, кажется, не про борьбу с коррупцией. Уж точно не только ради этого задумана.

Вопрос: а что же за процесс мы тогда наблюдаем, раз уж борьба с коррупцией не является самоцелью? Объяснений общего типа несколько, и все они так или иначе имеют отношение к реальности.

Первое и самое очевидное: таков тип управления в современной России. Аппарат надо периодически пугать, чтобы напоминать ему, где находится основной центр силы. Да и обновить кадры иными средствами сложно: признаться в том, что где-то воруют, проще, чем в том, что твоя кадровая политика ужасна и строится на принципах семейственности и личной лояльности, а «эффективные менеджеры» просто некомпетентны.

Второе: в любую кампанию по проверке чего бы то ни было встраиваются многочисленные заинтересованные лица. После чего масштаб действия получается и впрямь эпический: аппаратных конфликтов много, а желающих решить персональные проблемы посредством большой президентской движухи — еще больше.

Третья мотивация: самопрезентация верховной власти. Рейтинги Владимира Путина и власти вообще в последние пару лет демонстрируют тенденцию к снижению и колеблются по некоторым показателям на уровне 2000 года. Они, разумеется, по-прежнему высоки, но повод тревожиться есть. И тут начинается «непримиримая борьба с коррупцией» и прочая «очистка от скверны». «Царь» бдит и изгоняет проворовавшихся «бояр», народ счастлив.

Декларации — штука ровно из этой «пиаровской» серии. Власть декларирует, что она не ворует, и просит принять это на веру. Толку от этого чуть. По данным «Левада-центра», в 2004 году на уменьшение объемов воровства с приходом Путина на второй срок рассчитывали 29 процентов россиян, 58 полагали, что воровства будет столько же. В 2012 году этой точки зрения придерживались 26 и 57 процентов опрошенных соответственно. В Путина в качестве победителя коррупции верили слабо и тогда, и сейчас.

Фото: Юрий Тимофеев/RFERL

А декларациям нет и вовсе никакой веры — лишь два процента опрошенных (согласно апрельскому опросу того же «Левада-центра») верят, что чиновники указали в декларациях все доходы. Зато 38 процентов полагают, что отражена в них лишь меньшая часть доходов, а 32 процента — что «ничтожно малая часть». И эту картину социологи почти в неизменном виде наблюдают на протяжении всех лет публикации деклараций.

Похоже, что пиар-активность властей здесь вступает в противоречие с бытовым опытом граждан, и убедить их в том, что кто-то, даже сам Путин, хочет и/или может обуздать мздоимство, почти невозможно. Сажай Сердюкова в «Ростехнологии» или на нары, публикуй сведения о доходах на сайте или на заборе, но так представления о вороватой власти не изменишь.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).