20-летний москвич Александр Копцев устроил 11 января резню в синагоге на Большой Бронной. В 17:30 мск он вошел в здание и начал наносить молящимся беспорядочные удары охотничьим ножом. Все это он проделывал в полном молчании, поэтому прихожане не сразу поняли, что происходит. В конце концов раввин синагоги вместе со своим сыном и зятем скрутили нападавшего, которого затем забрала милиция.
Всего в результате нападения колото-резаные раны получили девять человек, в том числе и сам Копцев. Среди пострадавших оказались трое иностранцев – граждане США, Израиля и Таджикистана. Серьезно пострадал и раввин, который потерял много крови. Его отвезли в больницу, где сделали операцию.
Выяснилось, что Копцев никогда не состоял на учете в милиции и не имел судимостей, а также не является участником экстремистских организаций. Возбуждено уголовное дело по статье 105 (покушение на убийство двух и более лиц), статье 282 (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) и 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). Расследование взял под свой личный контроль генпрокурор России Владимир Устинов.
По версии расследующей инцидент Моспрокуратуры и самих пострадавших, Александр Копцев действовал из националистических побуждений. Очевидцы описывают его как бритоголового молодого человека славянской внешности, который выкрикивал фашистские лозунги.
Антисемитскую версию происшедшего поддерживают и представители еврейских общественных организаций. Так, главный раввин России Берл Лазар считает, что Россия покрывается «коричневой чумой». «В стране, где пропагандируются идеи фашизма, они обязательно претворяются в действительность», - говорит он.
С осуждением происшедшего выступили Русская православная церковь и МИД РФ.
Израиль решительно осудил нападение на московскую синагогу. По словам официального представителя израильского МИД, Израиль рассчитывает, что российские власти задействуют все необходимые ресурсы для тщательного расследования этого преступления, и надеется, что преступник будет строго наказан, действовал ли он сам по себе или за ним стояла какая-то организация. По его словам, любые проявления антисемитизма в любой точке мира рассматриваются Израилем со всей серьезностью, и это часть его внешней политики.
Родители Александра Копцева между тем настаивают на том, что их сын психически болен и физически ущербен. По их словам, это «домашний мальчик», далекий от политики и религии. «Мой сын никогда не состоял ни в каких религиозных или политических организациях, - рассказал «Коммерсанту» Александр Копцев-старший. - Я думаю, что всех этих нацистов, экстремистов и скинхедов, о которых вы говорите, он если и видел, то только по телевизору».
По словам отца, Саша рос тихим, замкнутым мальчиком, друзей у него было мало. Он не пил, не курил, не связывался с дворовой шпаной. «В армию его не взяли: у сына не видит один глаз, а кроме того, в прошлом году Саша получил тяжелую психическую травму после того, как умерла от рака его сестра, - рассказывает Копцев-старший. - После окончания колледжа он устраивался на разные работы, в основном грузчиком. Таскал, например, рамы для фирмы, устанавливающей пластиковые окна, но это продолжалось недолго: что-то у него там не складывалось, и он увольнялся. Я думаю, что он просто очень домашний мальчик, привык все время быть у нас на глазах. Обычно он играл в компьютерные игры, а вечером тоже дома качался – поднимал гантели и гири».
Недавно, рассказал Копцев-старший, в семье произошло незаурядное событие: отец увидел на столе у сына книгу. «У нас дома вообще-то книг почти нет, - рассказывает он. - Поэтому я и поинтересовался: что, мол, читаешь, сынок? Саша ответил, что книга - про то, как жиды продали Россию, но обсуждать прочитанное не захотел».
Версия о том, что преступление совершено невменяемым человеком, кажется достоверной и главе Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России Зиновию Когану, а также лидеру партии «Родина» Дмитрию Рогозину. «Абсолютно убежден, что преступление совершено настолько бессмысленно и оно одновременно настолько ужасно по своей жестокости, что речь, скорее всего, идет о сумасшедшем», - сказал Рогозин.
Так это или нет, в ближайшее время покажет психиатрическая экспертиза.
Тем временем Федерация еврейских общин России (ФЕОР) усиливает меры безопасности в синагогах России. «Федерация объявила тревогу по охранным предприятиям, занимающимся охраной синагог. Привлечены дополнительные силы для охраны», - сообщил накануне журналистам представитель ФЕОР Борух Горин.