Если вчера в "Домодедово" ниоткуда пришел никто, то что можно о нем сказать? Конечно, ничего. Поэтому и говорят совсем о другом.
Вообще, СМИ такие дела уже отработали давно: меняющие друг друга описания, что произошло, где и как. Общие сводки, интервью более-менее свидетеля, "горячая линия", списки пострадавших. Все привычно. Ожидание первого толкования со стороны власти тоже привычно. Ну, то, что это теракт - признали сразу, да и первая оценка от президента тоже была привычной: кто-то недоглядел.
Кто именно? Согласно президенту, "должны ответить" менеджмент аэропорта и компания, "которая принимает решения". Но вот тут схема дала сбой. Аэропорт не согласен. "Мы считаем, что не должны нести ответственность за происшедший взрыв, так как все требования авиационной безопасности нашими службами были соблюдены, – пресс-секретарь аэропорта Галанова. И уточнила: службы авиационной безопасности аэропорта отвечают за безопасность в зоне, где находятся зарегистрированные пассажиры. "В общей зоне аэровокзала за безопасностью следят сотрудники линейного отдела внутренних дел на транспорте Домодедово. Они работают в тесном взаимодействии с нашими службами безопасности".
Такого варианта, кажется, не было. Возникла тяжба по поводу границы в "Домодедово", которая разделяет зоны ответственности двух служб безопасности. Аэропортовская — не причем, но и другая сторона тоже отвечать не хочет. Некий "высокопоставленный источник в силовых структурах" тут же сообщает агентствам, что по вине местной милиции в Домодедово "творился полный беспредел", но теперь "служебную деятельность линейного отдела внутренних дел аэропорта Домодедово проверят следственные органы, так как к этому подразделению милиции еще до совершения теракта в аэропорту были большие нарекания и претензии". Ну, этот источник мог заодно поддержать точку зрения президента, но возникает побочный эффект: главное в истории - кто именно занимался обеспечением безопасности в том месте, где она обеспечена не была. Весь теракт скрутился ровно в эту точку.
То есть, кто там сидел возле рамки. Точнее, не сидел и не принуждал граждан входить в здание аэропорта ровно через нее. Кажется, установить служебную принадлежность этого поста довольно просто? Но только в других аэропортах то же самое. В Шереметьево, скажем, можно было пройти от Аэроэкспресса по коридору, не заворачивая к рамке. Ну, летом так было. Они там лениво смотрят в твою сторону, и все. Может, хорошие физиономисты. Но, собственно, дело не в этом. В Европе — конечно, я не всюду был — нет досмотров на входе в здание. Ни на вылете, ни где прилет. В Вене рамка только на гэйте, и, однако, никаких ужасов такого рода там не было.
Да, разумеется — в стране не все просто. Теракты не только в "Домодедово", всякое такое. Надо быть бдительным. Но почему-то в этой стремной обстановке спецслужбы начинают сводить счеты и это озвучивается. Следующий источник в правоохранительных органах сообщает агенствам, что неделю назад пришла информация о том, что в одном из московских аэропортов, возможно, будет совершен террористический акт. "Оперативники искали трех подозреваемых, но... " Возможно, это уже линейный отдел "Домодедово" переадресовывает обвинения дальше, но смысл этого заявления все равно остается непонятным, если уж всерьез.
Конечно, официальные ньюсмейкеры счеты не сводят. А, как и положено, сообщают, что требуется постоянная бдительность. Доходят в этом даже до такой сильной мысли: "Мы настроены очень жестко поставить вопрос о пленарном заседании". И, разумеется, еще большее повышение бдительности уже происходит: "Сегодня в соответствии с распоряжением генерального прокурора РФ Юрия Чайки по всей стране начались масштабные проверки исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов транспорта... Проверки проводятся во всех аэропортах и на железнодорожных вокзалах", – официальный представитель Генпрокуратуры Гриднева.
Но что именно они собираются там найти? Ответ: "В первую очередь проверяется, каким образом на объектах транспортной инфраструктуры спланированы и реализованы меры по обеспечению безопасности". Из фразы, пожалуй, следует, что генпрокурору самому интересно, какие бы это могли быть способы. Но там оптимистичны: "Проверочные мероприятия завершатся в кратчайшие сроки – до 31 января", – добавила Гриднева, породив следующий вопрос: а что 1 февраля?
С технической стороны все это не выглядит эффективным. Они, как заведенные, готовятся к прошлому теракту. Взорвали в аэропорту — проверить аэропорты. Ну и вокзалы, это уже расширение креатива. В прошлый раз метро тоже потом проверяли, но теперь не метро, а и метро, в общем, совершенно открыто. А на вокзалы, было время, тоже не пускали без предъявления билета, на Киевском например - потом перестали. Или это было не против террористов? Тем-то что, если теперь там начнут гонять через рамку, так они пойдут напротив, там ТЦ "Европейский". Людных мест в городе много. Так что с этой стороны решения проблемы не будет.
Но есть и другая сторона, а вот это вообще кто был? Да, можно двое суток сообщать то про одного террориста с чемоданом, потом — с рюкзаком, потом — о двух, а также о женщине, сначала с сумкой, а потом в поясе. Можно еще и трех и так далее. Только кричал там кто-то, что убьет всех, не кричал - какая разница. Потому что кто они такие и чего хотят-то так, что взрываются? Ни о каких заявлениях по этому поводу не слышно. Ни с одной из сторон. Как можно бороться с тем, что непонятно, что оно такое вообще?
А тогда да, тогда перевод стрелок на обслугу "Домодедово" и, до кучи, на неких таксистов, которые дерут несусветные деньги. Простой шаблон: милиция не досмотрела, таксисты — сволочи. Каждой истории — свой шаблон. Он и будет главным героем. А о тех, о ком никто ничего не знает, ну как о них говорить, в самом-то деле.