будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
выборы мэра Москвы
Июнь 30, 2025
Страна

Дорогие его москвичи

Дорогие его москвичи
levichev-1
Николай Левичев. Источник: Фото: levichev.info

Сколько стоит голос москвича? Покуда не все еще кандидаты в мэры Москвы отчитались окончательно о том, сколько денег они потратили на предвыборную кампанию, и не все закрыли предвыборные счета, совсем уж определенно говорить об этом рано. Однако про Николая Левичева тут стало известно — потратил кандидат, по данным Мосгоризбиркома, на выборы деньги немалые. А именно: 46 миллионов 831 тысячу рублей (так «Интерфаксу» сообщили в Мосгоризбиркоме, а информагентство поспешило поделиться).

Много это или мало? По меркам Москвы не то чтобы много, да в сравнении с другими кандидатами, о предвыборных фондах которых кое-что сообщалось, деньги небольшие. У Сергея Собянина траты на выборы составили порядка 107 миллионов рублей, у Алексея Навального — 103 миллиона. Михаил Дегтярев особо не озвучивал, сколько потратил. Зато говорил, что в предвыборном фонде у него всего было около 65 миллионов рублей. И у Дегтярева, и у Левичева большую часть средств (почти все) предоставили их партии. Навальный собирал деньги с фанатов и жертвователей из бизнеса, Собянин тоже официально партийный ресурс не напрягал (как-никак, он самовыдвиженец).

У Ивана Мельникова фонд был размером примерно с левичевский, но сколько он потратил (как и Сергей Митрохин) пока до конца непонятно.

Зато можно предположить, что голос, отданный москвичами за Николая Левичева, станет самым дорогим — больше 700 рублей за голос (Левичев набрал на выборах 64778 голосов). Навальному голос обошелся примерно в 160 рублей, Собянину — и того меньше — в районе ста рублей за голос.

Эта занимательная бухгалтерия, конечно, сама по себе мало о чем говорит. Все-таки кандидаты были в неравных условиях и по информационному благоприятствованию, и возможностям мобилизации своих сторонников. Все-таки Сергей Собянин действующий мэр, работники бюджетных организаций чувствуют себя зависимыми от него. Да и медиа — особенно региональные и чуть меньше федеральные каналы — уделяют кандидату больше внимания, нежели его конкурентам. Да и данные от тратах из официального фонда могли никак не учитывать трат из фонда «черного», который кандидаты любят использовать в самых разных целях — от выпуска компромата до непредусмотренных законами трат.

У Навального было другое преимущество — лидерство в интернете, где его аудитория активно общается, и свой пул СМИ, которые сочувствуют кандидату (телеканал «Дождь», «Эхо Москвы» «Лента.ру» и некоторые другие). Да и иные медиа, в том числе государственные и прособянинские, уделяли выдвижению Навального в мэры довольно много внимания. Что не помешало и Собянину, и Навальному серьезно финансово вложиться в кампанию.

 
Николай Левичев. Фото: Денис Вышинский/ej.ru

И все же именно Николая Левичева можно признать, если вдруг не обнаружится неожиданных подробностей, самым щедрым кандидатом. Все-таки так сильно вложиться и так мало от этого получить — это надо постараться. Эффективность кампании Левичева и впрямь вызывает вопросы — вроде бы делали по форме то же самое, что и Навальный: отпечатали газету миллионными тиражами, раздавали ее у станций метро. Вроде бы и громких акций, растиражированных медиа, у Левичева некоторое количество было (самая громкая: поход эсеров против квартиры с агитацией за Навального). 

Вроде бы и понятно, на кого была рассчитана агитация.

«Голос свой скорей отдай
И Москву не предавай!
Ведь для нас - "детей войны" -
Очень выплаты важны!
Будет помощь, будут льготы!
ЛЕВИЧЕВ - это забота!»

И прочие рецепты солений и нехитрых блюд — это явно все обращено к пенсионерам. И между тем, даже Михаил Дегтярев, кандидат от ЛДПР, ухитрился набрать больше Левичева. На предыдущих думских выборах у эсеров был результат едва ли не в четыре раза (в процентном отношении) выше, нежели у их кандидата в мэры — то есть кампания Левичева (а он и Мельников — вообще единственные, чья кампания хоть как-то была заметна на фоне кампаний Собянина и Навального).не попала вообще никуда.

 
Николай Левичев. Фото: levichev.info

Ни стилистически, ни по средствам доставки, ни по определению целевой аудитории. В результате — деньги потрачены, репутационный ущерб партии (последнее место) нанесен и ставят даже отдельные горячие головы вопрос о политическом банкротстве эсеров. Увы и ах, может и не так радикально, но стоит признать, что кампанию в Москве эсеры провалили. И это серьезный вызов, и даже свидетельство кризиса партии. Не состоялась она как «вторая нога власти», опозорила себя в качестве «разумной конструктивной оппозиционной силы» (причем, как в глазах отдельных политических менеджеров, так и в глазах оппозиционно настроенного избирателя), слабо состоялась в качестве монолитной структуры (без скандалов из стана эсеров не обходится даже полгода).в результате — самые дорогие голоса у Левичева. Конечно, Москва — далеко не вся Россия (и даже вообще «не Россия»), но эсерам неизбежно придется что-то делать. Иначе либо цена голоса не уменьшится, или голосов просто не останется. 

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).