Украинский президент Владимир Зеленский получил от главы Кабинета министров Украины Алексея Гончарука заявление об отставке. В Верховной Раде заявили, что, если президент ее поддержит, она займет один день.
«Я пришел на должность — выполнять программу президента. Он является для меня образцом открытости и порядочности. Однако, чтобы убрать любые сомнения нашего уважения и доверия к президенту, я написал заявление об отставке и передал ее президенту с правом внесения в парламент», — заявил Гончарук через Facebook, объявляя о решении покинуть пост. «В последние дни все вы стали свидетелями событий, разворачивающихся вокруг слитых в сеть файлов, смонтированных из фрагментов записей совещаний в правительстве. Их содержание искусственно создает представление, будто я и моя команда — не уважаем президента, который является нашим политическим лидером. Многим группам влияния, которые стремятся получить доступ к финансовым потокам, выгодно, чтобы так выглядело. Но это неправда», — подчеркнул премьер.
17 января он пришел в Верховную Раду и назвал свой поступок политическим шагом. «Это связано с тем, что мы одна команда. Мы все пришли во власть и в парламент менять страну благодаря этому человеку. Благодаря Владимиру Александровичу Зеленскому. Мы все уважаем его, и для нас принципиально иметь доверие внутри команды на 100%», — сказал Гончарук. Он заявил, что, пока Зеленский не передаст документ Раде, правительство продолжит работу в штатном режиме. Зеленский пока не рассмотрел заявление.
Самый молодой премьер Украины, Гончарук возглавил правительство 29 августа 2019 года. Ранее была опубликована запись разговора якобы премьер-министра, где он нелестно отзывается о Зеленском. После чего депутаты партии Зеленского «Слуга народа» обратились в СБУ с просьбой проверить ее происхождение и установить подлинность.
На записи «мужской голос, похожий на голос Гончарука» жалуется на «примитивное понимание» экономических процессов у главы Украины. Предполагается, что беседу вел премьер с замглавы НБУ Екатериной Рожковой и министром финансов Оксаной Маркаровой. Обсуждалось, как доходчивее объяснить укрепление курса гривны президенту, который имеет ряд страхов относительно этого процесса.
«Пока у нас не будет у президента в голове ответа на этот вопрос — у него будет пустое место там. И к нему будет прилетать (ерунда) на тему облигаций. Она попадает в голову только потому, что у него есть туман на эту тему», — говорит мужской голос. Записи были сделаны в ходе неформального совещания высокопоставленных украинских чиновников, прошедшего 16 декабря 2019 года. Две из трех записей, о которых идет речь, были обнародованы в среду вечером на созданном в этот же день YouTube-канале «Как обмануть президента». Третья запись появилась на этом же канале в четверг утром.
Мужской голос предлагает рассказать Зеленскому, что завышенный курс доллара в начале прошлого года объясняется предвыборным неврозом, а когда к власти пришел «новый сильный президент, бла-бла-бла, уровень доверия беспрецедентный к власти», гривна сильно укрепилась. Другое предложение: «Ему надо сказать: смотри, Вова, то, что сейчас курс меньше, значит, что оливье в следующем году на следующем новогоднем столе…». Другой голос подхватывает: «Не будет дороже, чем в этом». «Не фак», — завершает запись голос женщины с голосом, напоминающим голос министра финансов Оксаны Маркаровой.
«Пока четко сказать, будет ли принята отставка, сказать нельзя, потому что Гончарук - это человек, который устраивал Зеленского. Конечно, он здорово подставился через прослушку, в которой он назвал себя и Зеленского профанами в экономике. Следуя этой логике, наверное, вслед за заявлением об отставке Гончарука должно последовать и заявление об отставке Зеленского - не может же управлять страной человек, который ничего не понимает в экономике и является полным профаном», — считает член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько. Он считает что есть три сценария: увольнения не последует, оно будет отложено либо произойдет прямо сейчас. В любом случае, сказать, кто мог бы стать преемником Гончарука, пока довольно трудно.