будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Страна

Друг Буш и дорогие россияне

Друг Буш и дорогие россияне
52_01

Российская политика подошла к саммиту «Большой Восьмерки» и сегодняшней встрече президентов России и США в издерганном состоянии. Материал для невроза дают охлаждение в отношениях Москвы и Вашингтона (на фоне попыток оправдать позицию России в "концерте держав" и обосновать принципиальное единство «группы Восьми»), внутриполитические акции и слишком абсурдная и милицейская реакция на них (хотя власти на разных уровнях изначально декларировали, что, скажем, «антиглобалисты» - не враги), почти горячая ситуация на постсоветском пространстве  и особенно в непризнанных республиках (взрыв в маршрутке в Приднестровье, позиционная игра с Грузией в районе Южной Осетии).

Мне кажется, что фронда Вашингтону имеет очевидные основания, которые находятся прямо в СНГ. Хорошо, что декларируется, что мир устроен конкурентно и что нужно обозначать свои интересы. Но антиамериканская кампания в России принимает слишком болезненные и невротические формы, реализовываясь часто в риторике обиды (нас «отталкивают»). А на обиженных, как известно, воду возят.

Последние выступления Владимира Путина (интернет-конференция, выступления на религиозном саммите и на "Гражданской восьмерке") представляются взвешенными и очень мягкими (например, про «друга» Буша) попытками оправдания российской позиции, они направлены на взаимопонимание с Западом, на единство «Восьмерки» в базовых вещах. Данный ход был довольно точно обозначен в российской повестке саммита, где первым пунктом идет «энергетическая безопасность». Это тема, в которой у России почти есть политика мирового масштаба.

Проблема, мне кажется, в соотношении качества откровенности и осмысленности разговора наших властей с западными партнерами и со своим населением. Главная претензия к российской политике текущего времени состоит в том, что к Западу обращена даже более качественная и продуманная политика и риторика, чем к собственной стране.

Например, слишком большое внимание властей к форуму «Другая Россия» кажется абсурдным. Не очень содержательное разношерстное собрание и приличных, и одиозных фигур не может быть политическим противником, если только из него такового не сделать. Но здесь, кажется, проявляется слабость внутриполитической риторики. Эмоциональное выступление Георгия Сатарова на этом форуме выражало одну претензию: «вы не думаете о стране, а только делите деньги». И это задевает за живое, потому что основное содержание политики почему-то остается запретным для внутриполитического обсуждения. На самом деле ведь не только делят деньги.

Ну, конечно, самым искренним и самым мощным содержанием политического руководства России является проект создания энергетических корпораций мирового уровня. В наивном языке это может быть описано и как большой «дерибан». Но именно это и дало некоторую осмысленность внешней политики России последнего времени, это организует и определенное развитие внутри страны (особенно если верны оптимистический прогноз Татьяны Митровой и Якова Паппэ насчет развития «Газпрома» и предположение об успешных перспективах развития РАО "ЕЭС").

Для содержательного разговора я бы стал различать, с одной стороны, популярное и разнузданное воровство из бюджета, чиновничью мелочность с откатами в самых неприятных формах и, с другой, действительную политику правящей группы по сохранению за собой контроля над энергетическими корпорациями и по развитию этого бизнеса как мирового. По поводу первого сказать в оправдание нечего. А по поводу второго можно договариваться со страной, в том числе и насчет сокращения бюджетного воровства.

Можно же представить себе такой «общественный договор», при котором определенные группы продолжают обогащаться сами, становиться полноправными участниками мирового бизнеса, развивать тем самым энергетический сектор, но при этом не мешают развитию других секторов, появлению других элит, ответственных за такое развитие. Я бы считал, что пускай нефтью и газом владеют те, кто владеют, если они не будут мешать жить остальным.

Но поскольку правящая группа опасается обсуждать свои истинные цели, то ей приходится бояться любого шороха на случай, если кто-то расскажет народу чуть больше правды. 

Отсюда, кстати, и всплывает проблематика государственного управления и демократии не в форме ходульных штампов популярной политологии, а в форме действительной проблемы для России. Демократия, конечно, - это не набор формальных «стандартов», а старая европейская идея о вовлечении свободных граждан в политику, нигде не воплощенная в полной мере. Тут вопрос не в том, особенная у нас демократия или стандартная, а в том, есть ли практика вовлечения граждан в политику, а не просто использования населения в непонятных для него целях.

И с этим-то у нас как раз сложность. Вместо действительного вовлечения граждан в политику, вместо работы по созданию других субъектов политики, которые могли бы взять ответственность за различные сферы строительства страны, предлагается покупка бессмысленных голосов за счет «нацпроектов» и упорное стремление к монополизации всего по принципу «не съем, так надкушу». Если всех несогласных вытеснять в несистемную область, то и сама правящая группа лишается ориентиров и безопасности. Потому что сильная и содержательная оппозиция – это, в том числе, прививка от революции. Можно нанять хоть всех людей в одну партию, но проблему регулярной катастрофической смены режимов так не решить.

Отсюда же и проблема управления страной, выстраиваемого как пирамидальное, с одним центром, что на многих сложных объектах является устаревшей, неэффективной практикой. Именно про это, в частности, тезис о «разделении властей», а не о том, что нужно следовать каким-то стандартам. Это требование к эффективности и современности управления. Системы управления с разными центрами, сдержки и противовесы нам нужны не для того, чтобы выполнить рекомендации учебника по политологии, а для того, чтобы управлять страной. 

Думаю, в США хорошо понимают и настоящий (энергетический) интерес российских партнеров, и проблемы с управлением и политикой внутри страны. И именно поэтому бьют в слабое место. Единственный способ не проиграть, как это ни смешно, - действительное развитие демократии и управления, и в том числе выстраивание настоящего разговора со своей страной, а не только с «другом Бушем». Это не спасет от конкуренции, но шансы выжить повысит.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).