Вечером в среду Госдума отклонила поправки к закону о СМИ, касающиеся ограничений деятельности журналистов при освещении терактов. Однако вряд ли законопроект примет.
В предложенном Михаилом Юревичем законопроекте предлагалось установить запрет на распространение любой информации о террористических актах – за исключением сведений, предоставляемых правоохранительными органами.
Однозначно против законопроекта выступали профильные комитеты - по безопасности и информационной политике.
“Наш комитет вынес отрицательное суждение по этим поправкам и вот почему. Эти предложения касаются нравственных норм и оперируют такими понятиями, как смерть, кровь, труп, насилие, жестокость. Это нормы нравственности и морали, их невозможно все регулировать законом. Отсутствует в данном случае предмет правового урегулирования”, - сказал зампред комитета по безопасности Геннадий Гудков в интервью “Полит.ру”.
Депутат считает, что тех ограничений на работу СМИ, которые заложены в законе о борьбе с терроризмом, достаточно. “Дальше журналисты должны сами регулировать свою деятельность. Журналисты сами формируют свой корпоративный кодекс чести и вполне успешно. Думаю, что он будет действовать более эффективно, чем закон”, - заключил Гудков.
Стоит отметить, что и Юревич, и Гудков состоят в одной фракции – “Единая Россия”. Заместитель председателя Госдумы от этой фракции Вячеслав Володин, со своей стороны, расценил инициативу своего коллеги как использование им его законного права.
Отклонить данный законопроект рекомендовал и комитет по информационной политике, сообщает радиостанция “Эхо Москвы”. Первый зампред этого комитета Борис Резник, как и Гудков, полагает, что освещение терактов в СМИ должно регулироваться самими журналистами.
Борис Резник также считает, что необходимо принять закон о лицензировании работы журналистов: Если СМИ допускает серьезные нарушения, журналистское сообщество должно сделать серьезное предупреждение, а если нарушения продолжаются - лишать лицензии.
В разных странах вопрос о регулировании освещения СМИ терактов решается по-разному. Ограничения делятся на законодательные и корпоративные.
Эксперты Министерства обороны США разработали в 1991 году специальные рекомендации для журналистов, освещающих террористические акции с захватом заложников. Журналисты должны перед выходом в эфир принять решение — является ли информация настолько важной, что можно пойти на риск возможного вреда для заложников. Журналистам не рекомендуется передавать сведения, отличающиеся от предоставленных переговорщиками, сообщает “Ъ-Власть”.
Репортерам также не следует разглашать данные о перемещениях служб безопасности, показывать позиции и действия групп захвата. Средствам массовой информации рекомендуется не разглашать требования террористов, исключение из этого правила может быть сделано только по специальной просьбе переговорщиков. Не рекомендуется также сообщать о прибытии на место происшествия высокого начальства, иначе переговорщики более низкого уровня могут утратить уже достигнутые позиции.
Журналистов просят также избегать описаний настроения бандитов, не рассказывать об их прошлом, поскольку это может вызвать у преступников непредсказуемую эмоциональную реакцию. Поскольку рекомендации носят необязательный характер, интервью с террористами неоднократно появлялись во многих американских СМИ. Наказания за подобные интервью не понесла ни одна из газет или телекомпаний.
В Великобритании правительство пошло на ограничения прав прессы с целью воспрепятствовать распространению взглядов североирландских террористов и их сторонников. МВД издало Памятную записку, которая запрещает прямое выражение поддержки ряду военизированных организаций, включая ИРА, ИНЛА, “Шинн Фейн”. Представители этих организаций не могут выступать в СМИ, даже если выступление не касается вопросов насилия. Выступления экстремистов могут быть показаны по телевидению, однако то, что они говорят, должно пересказываться закадровым голосом репортера или ведущего либо приводиться в титрах.
Правительство Израиля проповедует принцип невмешательства в деятельность СМИ при освещении терактов. При этом журналистам рекомендовано руководствоваться этическими нормами, контроль за соблюдением которых возлагается на общественность. Фамилии жертв терактов публикуются в СМИ только после разрешения на это правоохранительных органов.
В Палестине журналистам, освещающим теракты, запрещено подвергать критике цели освободительного движения. Кроме того, Союз журналистов страны не разрешает фотографам снимать палестинских детей с оружием в руках или детей, принимающих участие в манифестациях радикальных группировок.
Международное информационное агентство Reuters в специальном пособии предписывает своим сотрудникам избегать слова “террорист” в текстовых и видеоматериалах, а также в подписях к фотографиям. “Назовем ли мы терроризмом нападение повстанцев на автобус или бомбежку деревни правительственной авиацией?” — написано в пояснениях к специальному словарю для журналистов агентства. “Воздерживайтесь от всех суждений и используйте нейтральную терминологию. Говорите о терроризме вообще, однако не называйте конкретную группу террористической, за исключением случаев, когда это прямая цитата”,— указано в инструкциях.
В качестве замены слова “террорист” Reuters предлагает использовать “более общие” или “более конкретные термины”, такие как “боевики” (guerrillas), “бомбисты” (bombers), “вооруженные люди” (gunmen). Правда, взрыв в Оклахома-Сити и разрушение зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке были названы в первых сообщения агентства террористическими актами. Но вскоре журналисты Reuters отказались от этой терминологии, чтобы быть последовательными. Так, лиц, захвативших 11 сентября 2001 года четыре пассажирских самолета в США, называют “угонщики” (hijackers).
Свод инструкций агентства предусматривает также обращение в правоохранительные органы в тех случаях, когда Reuters получает письменные заявления, фото или видеоматериалы от лиц или организаций, удерживающих заложников. Иных специальных правил освещения терактов в Reuters нет. В каждом конкретном случае решение принимается ответственными сотрудниками.
В ноябре 2001 года британская корпорация ВВС также публично отказалась от употребления слова “терроризм”. По заявлению руководства ВВС, слово “терроризм” является субъективным, а его употребление вредит имиджу корпорации, претендующей на объективное освещение событий.
Американская телекомпания CNN, напротив, заявила, что не собирается поддерживать ВВС и Reuters и намерена и впредь употреблять слово “терроризм”.