Государственная Дума сегодня в третьем чтении приняла законопроект об отмене избирательного залога на выборах всех уровней: от муниципальных до федеральных. Изначально законопроект предусматривал отмену залога только на федеральном уровне, но поправки депутатов «Единой России» во втором чтении лишили возможности использовать залог для выдвижения партий и кандидатов на всех уровнях.
Впервые избирательный залог был введен в 1999 году для того, чтобы гарантировать участие в выборах больших и богатых партий. Таким образом, чтобы стать кандидатом было два пути: либо собрать необходимое количество подписей, либо внести в избирком избирательный залог. Несмотря на то, что сбором подписей все чаще занимались специализирующиеся в этом деле компании, практика показала, что при большом желании местный, региональный или федеральный избирком мог забраковать подписные листы по той или иной причине, а суд в этом деле чаще всего поддерживал чиновников от выборов. В связи с эти обеспеченные оппозиционные партии и кандидаты стали все чаще «страховаться» при помощи залога, тем более что сбор подписей, тем более для федеральных выборов, тоже требовал немалых средств. На парламентских выборах в декабре 2007 года вместо подписных листов избирательный залог внесли в том числе «Патриоты России» Геннадия Семигина, СПС, «Справедливая Россия» и «Яблоко». Лишь сторонники спикера верхней палаты Сереги Миронова, гвардии старшего сержанта воздушно-десантных войск, преодолели семипроцентный барьер и прошли в Госдуму. Правый партии и «Патриоты России», по официальным данным, не набрали даже 3% и потеряли залог в размере около 60 млн рублей.
4 парламентские партии (ЕР, КПРФ, ЛДПР, СР) находятся в привилегированном положении, они могут выдвигать свои списки на выборах любого уровня без сбора подписей (впрочем, эта право у них было и ранее). Остальным же партиям теперь придется собирать подписи. Пункт 2 статьи 37 закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гласит, что максимально допустимое количество подписей – 2% от общего числа избирателей, но не должно быть меньше 10 подписей. Для регистрации списка для участия в последних парламентских выборах требовалось около 200 000 подписей. Для регистрации кандидата в муниципальные советники в Москве необходимо несколько десятков подписей (в зависимости от округа).
Сбор подписей – достаточно сложная с точки зрения технологии процедура. Смысл процедуры в том, что избирательный штаб должен напечатать (только на деньги избирательного фонда!) подписные листы, раздать их своим сборщикам подписей, чтобы те ходили по определенному маршруту (например, несколько домов подряд) и собирали подписи граждан. Сборщики подписей приносят подписные листы в штаб, а уже из штаба их переправляют в соответствующую избирательную комиссию, чтобы она проверила подписи на подлинность. Довольно простая с виду процедура имеет в себе много скрытых «мин-ловушек» для кандидатов и партий.
От сторонника партии или кандидата требуется в подписном листе поставить свою подпись и дату ее внесения, а также указать фамилию, имя, отчество, год рождения, номер паспорта, а также адрес прописки. Стоит ли говорить, что если избиратель ошибется в каком-либо из пунктов, весь подписной лист станет недействительным (то есть около 10 подписей можно выкинуть в помойку). Также лист будет недействителен, если в нем будут стоять подписи не за один день. То есть если первая половина листа заполнена 22 января, а вторая — 23, то все подписи можно выкинуть. Сбор подписей на рабочем месте не допускается.
Избирательный штаб также должен всегда бороться с ненастоящими подписями, которые ему приносят сборщики. С одной стороны это может быть неорганизованная кампания, а просто попытка работников штаба собрать побольше подписей чтобы получить за них побольше денег (их работа, как правило, оплачивается исходя из итогового количества собранных подписей). С другой стороны, это может быть организованная кампания штаба конкурента.
Хотя за десятилетие существования отечественной суверенной демократии наиболее странные способы придирок к подписным листам были отменены (например, до 2001 года, если в подписном листе вместо «бул.» было написано «б-р» для обозначения бульвара, придирчивая и заинтересованная в результате избирательная комиссия могла запросто его забраковать), все еще не является чем-то удивительным отказ избиркома принять подписи.
Интересно, что в странах т.н. «Запада» дела обстоят несколько иначе. Например, чтобы стать кандидатам на выборах в парламент заявление о выдвижении должно быть подписано во Франции, Японии Индии всего одним избирателем, в Канаде не менее чем двумя, в Великобритании, Ирландии, Австралии и Новой Зеландии — 10, в Швейцарии — 15. В той же Британии вместо сбора десяти подписей можно внести избирательный залог размером в 500 фунтов стерлингов, который будет возвращен в том случае, если кандидат наберет более 5% голосов.