Госдума приняла в третьем окончательном чтении законопроект о новом порядке избрания губернаторов. Как сообщают информагентства, при необходимых 226 голосах «за» проголосовали 358 депутатов, «против» 62, двое воздержались. Законопроект был внесен в сентябре Владимиром Путиным.
Согласно закону, прямые губернаторские выборы заменят на утверждение глав регионов местными законодательными собраниями по представлению президента. Кандидатура главы региона вносится президентом за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора, и в течение 14 дней региональный парламент должен вынести свое решение. Если же законодательное собрание два раза отклонит предложенную кандидатуру, то президент имеет право распустить его.
Во втором чтении депутаты несколько смягчили эту норму. Законодательным собраниям предоставили возможность рассматривать кандидатуру главы региона вместо двух раз три раза, сопровождая каждый шаг консультациями. Если и после этого предложенная кандидатура будет отвергнута, то президент вправе распустить региональный парламент и на полгода назначить временно исполняющего обязанности губернатора.
Предусмотрено также, что губернаторы, избранные напрямую народом до вступления в силу закона, могут поставить перед президентом вопрос о доверии к самим себе, а президент должен в течение недели определиться – доверяет он губернатору или нет. Если доверяет, то кандидатуру этого губернатора он вносит на утверждение в региональный парламент. Этот пункт в законе вызвал особое возмущение одного из лидеров компартии Сергея Решульского. А вице-спикер от "Родины" Сергей Бабурин считает очевидным, что губернаторов, которые не захотят поставить вопрос о доверии себе добровольно, принудят сделать это.
На следующей неделе законопроект должен одобрить Совет Федерации.
Инициатива президента об отмене прямых губернаторских выборов вызвала бурные протесты оппозиции – левой и правой. Звучали слова о том, что президент попрал дух Конституции, «покушаясь как на положения ряда ее статей, так и на принципы демократического, федеративного и правового государства». И сегодня независимый депутат Владимир Рыжков обратил внимание на то, что закон о назначении губернаторов нарушает не одну, а более десяти статей Конституции. Противники законопроекта также заявляли, что он будет иметь «трагические последствия, вплоть до угрозы распада России». В конце октября оппозиция устроила по всей стране акции протеста.
Сторонники президентского законопроекта отвергают обвинения в его антидемократичности. Вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин говорит: «Проектом закона предусмотрены публичные консультации с политическими партиями и общественными организациями, действующими в регионе, перед тем как будет внесена кандидатура на должность главы субъекта РФ на рассмотрение регионального парламента». Кроме того, «главой региона может стать как представитель любой партии, так и беспартийный хозяйственник». В то время как при действующей системе, по словам Пехтина, «зачастую происходит не конкуренция идей, а конкуренция денег и грязных технологий».
Кроме того, власти считают, что отмена прямых губернаторских выборов поможет в борьбе с терроризмом. Замглавы президентской администрации Владислав Сурков объяснял, что новый порядок избрания губернаторов увеличит «запас прочности нашей политической системы» и адаптирует «государственный механизм к экстремальным условиям необъявленной войны».
В свою очередь, ряд экспертов считает, что назначаемость губернаторов ослабит легитимность региональных властей. По мнению главы фонда «Политика» Вячеслава Никонова, на президента будет ложиться гораздо большая доля ответственности за то, что происходит в регионах. «В то же время, очевидно, что легитимность региональных властей ослабнет, поскольку легитимность, полученная сверху и поддержанная законодательным собранием, всегда будет восприниматься избирателями как проигрывающая по сравнению с легитимностью, полученной от рук народа». А директор Института политических исследований Сергей Марков считает, что ликвидация прямых выборов губернатора будет вести к снижению политического авторитета местных органов власти, а также к серьезному снижению политического плюрализма в стране в целом.
Отмена прямых губернаторских выборов вызвала жесткое сопротивление со стороны регионов. Не прошли незамеченными демарши Татарстана, Башкирии и Чувашии. В ноябре президент проводил консультации с губернаторским корпусом, почти ежедневно встречаясь с главами областных администраций. И по ходу этих встреч, видимо, убедился, что реформа не вызывает восторга не только в поволжских республиках. По всей видимости, именно в связи с этим Путин предложил вернуть в Совет федерации губернаторов и спикеров региональных парламентов — «для решения общенациональных задач» вроде объявления войны, использования войск за рубежом и утверждения бюджета. Эксперты оценили это как, с одной стороны, уступку регионам, а с другой – как очередной шаг по укреплению «вертикали»: назначаемые губернаторы всегда будут голосовать в Совете Федерации так, как надо.
Также сегодня Дума приняла другой закон, продолжающий реформу политической системы в России, – об увеличении минимальной численности партий с 10 до 50 тысяч человек. Более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 человек. В остальных региональных отделениях, согласно законопроекту, численность каждого из них не должна быть менее 250 человек. Закон устанавливает переходный период до 1 января 2006 года, в течение которого политические партии, прошедшие официальную регистрацию, должны будут довести свою минимальную численность до 50 тысяч человек. В противном случае им необходимо будет переоформиться как общественным организациям или же они будут расформированы.
Многие расценивают этот закон как попытку окончательно покончить с оппозиционными партиями. Стоит также отметить, что глава Центризбиркома Александр Вешняков подверг этот законопроект жесткой критике. По его мнению, увеличение минимального состава членов партии будет препятствовать созданию политических партий и может рассматриваться как чрезмерное требование для реализации конституционных прав граждан.