Пьяных водителей, которые стали виновниками ДТП со смертельным исходом, предложили лишать прав пожизненно. С соответствующей инициативой выступил депутат «Справедливой России» Олег Нилов, который входит в комитет Госдумы по транспорту, сообщают «Известия». Впрочем, эксперты сомневаются в эффективности подобных мер. По их мнению, необходимо предотвращать трагедии, а не ужесточать наказание за уже произошедшие.
Как пояснил Нилов, необходимо внести изменения в статью 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств») и пожизненно лишать прав водителей, ставших виновниками ДТП со смертельным исходом.
Кроме того, если у виновника трагедии не найдется достаточных средств для покрытия ущерба и выплаты компенсации, у него конфискуют автомобиль — соответствующие изменения планируется внести в главу 15.1 УК РФ.
Нилов рассказал, что поводом для его инициативы стало недавнее ДТП в Калининграде. Напомним, тогда житель города Сергей Кривченко, находившийся за рулем Lexus LX 570, сбил насмерть двух женщин. В крови водителя было обнаружено 1,3 промилле алкоголя.
Нилов подчеркнул, что полицейские не спешат разбираться в этой трагедии, поэтому он уже направил депутатский запрос в адрес генпрокурора России Юрия Чайки. Депутат, в частности, сообщил, что Кривченко девять лет назад уже был участником ДТП со смертельным исходом, однако тогда ему удалось избежать наказания. Теперь Нилов просит проверить действия следователей и по старому делу.
Напомним, что предыдущее ДТП с участием Кривченко также произошло в Калининграде 26 декабря 2004. Тогда в районе «Чкаловского поворота» столкнулись три автомобиля, в результате два человека погибли. Нилов заявил, что авария, виновником которой Кравченко стал в 2014, стала возможной во многом из-за того, что он избежал наказания 10 лет назад.
В связи с этим депутат предлагает ужесточить уголовное законодательство РФ. «Мною подготовлен законопроект о пожизненном лишении прав нетрезвых водителей, виновных в совершении ДТП со смертельным исходом, с сопутствующей конфискацией автомобиля и другого имущества для полной компенсации причиненного ущерба пострадавшим и семьям погибших», — сообщил Нилов.
Сейчас за нарушение правил дорожного движения в пьяном виде, повлекшее за собой смерть человека, виновнику аварии грозит до семи лет лишения свободы с лишением прав максимум на три года.
Кроме того, депутат предложил конфисковывать автомобиль у виновника смертельного ДТП. Как пояснил Нилов, машина в данном случае становится орудием убийства, а орудие убийства необходимо изъять.
Впрочем, опрошенные изданием эксперты сомневаются в эффективности этих поправок и полагают, что нужно искать другой подход к решению проблемы.
«Эти меры — постфактум: мол, пусть сначала водитель собьет насмерть людей, а потом мы у него права отберем и машину. Так виновник потом пересядет на машину друга, брата, свата — и будет дальше ездить», — уверен автомобильный правозащитник Виктор Травин.
По его словам, автомобиль может принадлежать кому угодно: жене, компании либо быть в совместной собственности, и при попытке отобрать его можно нарушить конституционное право собственности.
Травин отметил, что перспектива лишения прав тоже мало кого останавливает, ведь водители как ездили без прав, так и будут ездить. По его мнению, чтобы предотвратить трагедии на дороге, необходимо в первую очередь заняться профилактикой.
«Возьмем США: если американец увидит своего друга, который пьяным садится в машину, он позвонит в полицию и предупредит, чтобы те задержали друга, пока он никому не навредил. У нас это считается зазорным, более того, в подобной ситуации зеваки стоят, смотрят и фотографируют, споря, с какой попытки пьяный заведет мотор. Нам нужно развивать гражданское общество, чтобы каждый, кто увидел пьяного за рулем, предупреждал об этом, чтобы общество само себя защищало от таких персонажей», - рассказал эксперт.
По статистике МВД, лишение прав за пьянство действительно не мешает водителям снова садиться за руль. Издание отмечает, что в каждом городе у гаишников есть свои «легенды» среди водителей-нарушителей. Так, в Перми проживает 36-летний мужчина, который лишен прав в общем счете на 106 лет. Он так часто попадался на вождении без документов, что суд раз за разом продлевал ему срок лишения водительских прав. Другой рекордсмен родом из Ставропольского края — 36-летний житель региона лишен прав в общей сложности на 84 года.
В конце августа СМИ сообщали об инициативе депутата Госдумы Алексея Журавлева, который предлагал лишать пьяных водителей прав на 20 лет, если они стали виновниками ДТП, в котором погибли два человека и более. Тогда в Госдуме данную инициативу не поддержали.
В частности, первый зампред комитета по законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков отмечал, что в некоторых случаях водители лишены прав на 50-60 лет, однако это их не останавливает и они все равно садятся за руль.
Впрочем, в середине ноября в МВД пообещали, что борьба с пьяной ездой в России будет усилена. Как заявлял замглавы министерства Виктор Кирьянов, в настоящее время всерьез рассматривается вариант отправки злостных нарушителей на принудительное лечение.
«Если человек попадается по 5-6 раз в год, значит, он не здоров и не должен находиться за рулем автомобиля», - пояснил замглавы МВД.
Кирьянов согласился с тем, что конфискация прав в таких случаях не решает проблему, так как «есть такая категория людей, которым все "по барабану"», и они продолжают садиться за руль и без прав. Вместе с тем он обратил внимание на сокращение уровня смертности на российских дорогах, передает ТАСС. По данным Кирьянова, если в 2004 жертвами ДТП стали 34 500 человек, то в 2011 данный показатель сократился до 27 000.
Ранее сообщалось, что Госдума может завершить работу над законопроектом об уголовной ответственности за управление автомобилем в нетрезвом состоянии уже в декабре. Сейчас за вождение в нетрезвом виде российским водителям грозит лишь административная ответственность - лишение прав на срок от полутора до двух лет. Такое же наказание ждет водителей за отказ от медицинского освидетельствования.
Поправки в Уголовный кодекс предполагают, что за повторное вождение в нетрезвом виде и повторный отказ от медосвидетельствования действующая административная ответственность будет изменена на уголовную.
Напомним, что накануне, 29 ноября, в России вступили в силу новые правила дорожного движения. Теперь водителям, чтобы вернуть права, придется пересдавать теоретический экзамен в Госавтоинспекции. Такая проверка будет осуществляться по истечении не менее чем половины срока лишения права на управление транспортным средством. Водитель, проваливший экзамен, сможет повторно его сдать не ранее чем через семь дней после неудачной попытки.
Кроме того, новые правила запрещают обгон на зебре вне зависимости от того, есть там пешеходы или нет. Изменения также коснулись велосипедистов и водителей скутеров, которые при пересечении проезжей части по пешеходному переходу теперь обязаны слезть с велосипеда или скутера.
За обгон на зебре водителей будут штрафовать в 1500 рублей, а за пересечение пешеходного перехода на велосипеде или скутере предусмотрен штраф в 800 рублей.