будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Страна

Два наблюдения по поводу морали

Два наблюдения по поводу морали
moral-2501
Фото: best-online-mba.net

Есть серьезная гипотеза насчет морали (нравственности, этики – нам сейчас не до тонких различий) – что если ее ампутировать у индивидов, она восстановится на социальном уровне как бы сама собой. В порядке, как это называется, общественного договора. То есть в нормальных условиях абсолютно имморальные люди ведут себя нормально, потому что им это в каком-то смысле выгодно; нет поводов вести себя иначе.

Эту мысль обычно иллюстрируют рядом конкретных ситуаций – не поленимся и мы. Идут навстречу друг другу по лесной тропе два неандертальца с дубинами. Никакие сентиментальные соображения не мешают каждому из них огреть оппонента дубиной по черепу и отобрать шкуру. Но они взвешивают возможные бонусы и издержки: добудешь в лучшем случае шкуру, а рискуешь головой. В итоге неандертальцы раскланиваются и идут каждый своей дорогой.

Или, допустим, работодатель платит тебе зарплату не потому, что честен и привык исполнять финансовые обязательства, а потому, что заинтересован в твоем дальнейшем труде. И продавец любезно обслуживает тебя не из хорошего отношения, а потому что поставлен в такие условия начальством и материальными стимулами. И независимые ветви власти плюс свободная пресса – это когда одни циничные подозрительные сволочи из совершенно шкурных интересов зорко следят за другими циничными подозрительными сволочами, а в целом получается как бы аналог морали и даже стыда. Как искусственная почка – то есть аппарат, совершенно не похожий на почку и вообще не органический, но исполняющий роль почки.

Если порыться в подсознании, то у меня – и, думаю, не у меня одного – капитализм занимал там место такой огромной, сложнейшей целесообразной системы сообщающихся сосудов, приводных ремней, сдержек и противовесов, где выгодно вести себя прилично. Где, конечно, хозяин фабрики и рад бы платить рабочим гроши и выжимать из них соки по пятнадцать часов в день, но тогда их переманит хозяин соседней фабрики. Где кассиру никакое воспитание не мешает слинять с кассой – но, не дай Бог, поймают, а кроме того, за год заработаешь больше, чем уворуешь за раз.

И, заметьте, многие умные люди, говоря о наших надеждах и перспективах в плане политики и экономики, уповают на институты, системы и структуры. Что есть способ так расставить кресла по кабинетам… Нет. Но есть, словом, что-то, и стоит его запустить его по-хорошему – как постепенно все образуется.

Моя первая сегодняшняя мысль – что приведенные выше соображения частично иллюзорны. Что в некоторых ситуациях – да, действительно, даже очень плохому человеку выгодно вести себя, как хорошему. А в некоторых – нет. Например, когда пять неандертальцев идут навстречу одному очкарику где-нибудь в районе Томилина. Или когда деловые отношения закончились, и речь идет о последней выплате. Здесь, кстати, я рассуждаю отнюдь не умозрительно. Примерно в 30% случаев мне и моим близким знакомым работодатели, уже не нуждающиеся в наших услугах, пытались не заплатить (обещанное и заработанное). Спешу сразу оговориться, что процент не кажется мне катастрофическим: 70% безусловной, «немотивированной» порядочности – очень даже неплохо.

Кроме того, капитализм возник не в нравственном вакууме, а внутри протестантской этики,            то есть его субъектами изначально являются не элементы простой модели, направленной на максимизацию прибыли, а люди, заточенные несколько иначе. И если даже упростить их до элементов некоторой модели (иначе сопоставление некорректно), то они направлены на зарабатывание денег и минимизацию трат. Заметим – именно зарабатывание, а не стяжание или срубание. Здесь деньги являются не средством достижения индивидуальных благ, а скорее мерилом принесенной общественной пользы. Большой куш – это, скорее, примета конца классического капитализма, перерождения его в нечто иное.

Или такой пример – в американском суде (говорим о нем совсем не потому, что идеализируем США, а благодаря голливудскому пиару) вроде бы все стимулирует свидетеля говорить правду – ложь наказуема. Но кроме этого он еще и клянется на Библии. То есть условная мораль, буквально – мораль, идущая от условий, как бы осознает свою ущербность и апеллирует к безусловной морали.

По-моему, в современной публицистике есть дефицит спокойного разговора на моральные темы, цель которого – не обличить, а уточнить. Уж либо идет (с нескольких сторон) кликушество с каких-то не оправданных ничем нравственных высот, либо - какие-то безличные рассуждения на языке смыслов, вызовов и сигналов. Давайте попробуем по возможности мирно сверить базовые константы в предположении, что наши оппоненты, кажущиеся нам откровенными чудовищами, все-таки люди и тоже ориентируются на какую-то своеобразную мораль.

Моя вторая и, честно говоря, последняя на сегодня мысль – что традиционная мораль есть ограничение средств. Не знаю, стоит ли долго аргументировать этот тезис. И Заповеди, данные Господом Моисею, и христианское понимание грехов и пороков – о том, как не стоит поступать вне зависимости от интересов, обстоятельств и поставленных задач.

Если вдруг нужно, можно и объяснить эту сосредоточенность на средствах. Соблюдая традиционные моральные нормы, человек постепенно разучается поступать дурно, невостребованные навыки атрофируются, и он внутренне изменяется, что и является главной его задачей. А благородство цели в сочетании с неразборчивостью в средствах если что и воспитывает, то лишь искусство объяснять и оправдывать что угодно чем угодно.

Между тем, постепенно возникают новые моральные системы, где нравственное содержание передоверяется целям, а средства - уж какие потребуются. Не надо спешить заявлять отечественный приоритет на это изобретение: так жили и работали Марат с Робеспьером, так завещал Ницше, но в работах В.И.Ленина целевая мораль, если можно так выразиться, воплотилась окончательно.

Что, писал он, неужто мы не истребим кучку офицеров ради будущего счастья человечества? Совесть и вина – буржуазные отжившие понятия, для нас важна лишь классовая целесообразность. Какая страна виновата в войне? которая напала первой или воюет на чужой территории? а вот и нет, батенька, - у которой более отсталый общественно-экономический строй. Читатели помоложе вправе мне не поверить, но мы на университетских семинарах решали «моральные задачи» примерно такого содержания: Вася стреляет в спину Грише. Кто прав? Так ведь – в зависимости от того, за что борются. Нас учили: цель определяет средства.

Кому это все-таки кажется фантастикой, может освежить в памяти или специально посмотреть советский художественный фильм «Бумбараш», где заглавный герой, протагонист и объект зрительских симпатией, обманывает доверие своего попутчика и пристреливает его безоружного, исходя лишь из того, что красноармейские цели морально выше белогвардейских.

Конечно, наши большевики не узурпировали целевую мораль. Уж не говоря о гитлеровской Германии, США (от идеализации которых, повторяю, я довольно далек) благой целью распространения демократии оправдывают то, что в традиционной нравственной системе оправдания не находит. Вообще, если в политике и  есть мораль, то практически на 100% целевая. Сам род деятельности подразумевает небрезгливость в отношении средств.

Высшим, если можно так выразиться, выражением целевой морали являются национальные спецслужбы. Предложенные ниже соображения кому-то покажутся тривиальными, кому-то – наивными, но согласитесь: секретные агенты обманывают, воруют, убивают из-за угла, нарушают законы многих стран. Оправдывает их исключительно величие цели. Поэтому воспеты в массовой культуре наши разведчики в фашистской Германии и, в крайнем случае, в белогвардейском стане - война есть война, она превращает преступление в подвиг. Сага о русском шпионе в Швеции – будь она написана и отснята – наверное, озадачила бы аудиторию. Прохладная во всех отношениях Швеция не так провинилась перед средним россиянином, чтобы оправдать шпионские грехи. Между тем, откройте в поисковике «русские шпионы в Швеции» - вполне себе тема.

Любой политик по определению циничен. Но если в стране, в культуре действует – хотя бы по умолчанию – традиционная моральная система, политик вынужден соотноситься с ней на уровне фразеологии и в какой-то степени становится заложником своих слов.

У нас сейчас нет моральной системы, написанной на стенах или на обложках школьных тетрадей, - чтобы ее мало кто соблюдал, чтобы над ней подтрунивала свободомыслящая молодежь, чтобы ее ставили под сомнение скептики-интеллектуалы, но чтобы была. Светская многоконфессиональная страна – это мило, но не про то. В какой-то степени, тихой сапой, православная – давайте прямо скажем: нет. Достаточно поставить вопрос: войдут ли нераскаявшиеся фальсификаторы в Царствие Небесное? – как зыбкая связь между ЕР и РПЦ теряет какое бы то ни было отношение к вопросам нравственности. При этом (по-моему) не надо ни в кого тыкать пальцем. Не надо даже отвечать – просто достаточно поставить вопрос.

Я бы все-таки сказал, что среди рядового населения РФ преобладает традиционная мораль – как-то соотносимая с христианской, как-то – с бытовой порядочностью. Так как сегодня мы договариваем до конца очевидные вещи, договорим и здесь: наличие морали не означает ее соблюдение. Неукоснительно соблюдаются только физические законы; моральные же нормы иногда нарушаются – и все-таки они есть. Лакмусовые реакции, подтверждающие наличие (пусть непроговоренной) нормы: нет, так нельзя и это все-таки чересчур.

Среди же людей, имеющих отношение к власти (повторяю, если попробовать считать их людьми, а не просто нефтесосущими монстрами) преобладает целевая мораль. Охотно верю, что их целью (ну, одной из) является суверенитет, целостность и стабильность России, а все это они связывают с фигурой Путина и вертикалью власти. Допустим, эксперты-экономисты, тоже желающие нашей стране процветания, связывают это процветание с радикальными переменами. Я склонен верить экспертам. Но ничего чудовищного в позиции, изложенной чуть выше, не вижу. Цель как цель. А средства?

А средства с точки зрения целевой морали не окрашены. Как говорил незабвенный Глеб Жеглов, «Вор должен сидеть в тюрьме, а как я его туда посажу – это мое дело». То есть, например, вбросы и карусели – остроумные приспособления, не более того.

Давайте я покаюсь перед вами. В 1993 году я симпатизировал Б.Ельцину гораздо сильнее, чем Верховному Совету. И когда Б.Ельцин распустил (но все-таки еще не расстрелял) Верховный Совет, лично я и ухом не повел. Я – возможно, до конца это не осознавая, - тогда думал и чувствовал скорее в рамках целевой морали. Ельцин (в моем понимании) уводил страну от мерзкого советского прошлого – а уж что нарушал при этом правила дорожного движения, так это пустяки. Если бы – гипотетически! – меня пригласили отдать за Ельцина не 1, а 10 голосов, я бы отказался из моральных соображений? Вряд ли. Бог упас – только и всего.

Но вот настает декабрь 2012 года, когда, как известно, традиционно высокий уровень фальсификаций и нарушений на выборах в Госдуму наложился на неожиданно подросшую технологическую оснащенность населения, что привело к небывалому разщмаху фиксации упомянутых выше нарушений. Получился конфуз, приведший примерно к такому диалогу – по большей части, заочному, но иногда, фрагментами, и овеществленному почти буквально.

Гражданин, постепенно превращающийся в представителя протестного движения: Нет, так нельзя! Это все-таки чересчур!

Представитель власти: А что такого?

ППД: Как?! Вы превратили выборы в фарс.

Здесь мы опускаем скучные периоды, когда ПВ пытаются не признавать очевидного, и дальше работаем с их парадигмой «а если и были отдельные нарушения» - тоже довольно распространенной.

ПВ: А что вы предлагаете?

ППД: Как?! Сделать все честно.

ПВ: И в итоге?

ППД: Как получится.

ПВ: То есть вы предлагаете погрузить страну в хаос? Да или нет?

ППД: Так ведь демократия…

ПВ: Что вам дороже – демократия или Россия? Демократия или мирное небо над головой?

ППД: Но… так вопрос не стоит.

ПВ: А я поставил.

Пауза.

ПВ: Хорошо. Зайдем с другой стороны. У кого тут украли голос? Вот ты, малый, ты за кого голосовал?

ППД: А какое это имеет значение?

ПВ: Поразительный политический нигилизм. То есть будущее страны для тебя не имеет значения. А что тогда имеет?

Маленькое отступление. Меня за последний год несколько раз умные взрослые люди, никак не связанные с властями, спрашивали: «Вот вы за честные выборы – а кого?» Ответ: просто за честные выборы – отчего-то казался им недостаточным. Более того, следовала отповедь: пока не знаете кого, неважно и как. Текущее состояние моего сознания – неважно кого, но важно как, - казалось им чем-то вроде забавного парадокса.

ППД: Чистые руки. Соблюдение законов.

ПВ: Это я понял. А ради чего? С какой целью?

ППД: Само по себе.

ПВ (теряя интерес к разговору): Понятно… Как бы тебе объяснить? Вот представь, что ты никуда не спешишь. Тогда, конечно, ты можешь поехать на велосипеде и не загрязнять окружающую среду. Можешь и пешком пойти. А вот если везешь жену в роддом, то сядешь в автомобиль, и скорость превысишь, и на красный поедешь. Легко заниматься чистоплюйством, если насрать на будущее страны.

ППД: Мне не насрать. По мне, лучшее будущее страны – чистоплюйство.

ПВ: Этот бред я даже комментировать не буду. По сути дела – не по протоколу – у тебя есть пожелания? Возможно, что-то можно уладить.

ППД: Нет. У меня по протоколу.

Тут поспевают лидеры оппозиции.

ЛО: Постой, постой. Товарищ погорячился. Пожелания есть – записывай. (Несколько вразнобой). Чурок и хачей – на 101-й километр! Все отобрать и поделить поровну! Долой монополию на коррупционные потоки! Права человека! (Хором). Долой Путина!

ППД: Извините, а… вот это всё – чистыми руками и с соблюдением законов?

ЛО: Разумеется, блядь. А как же. Как всегда.

ПВ: По крайней мере, есть, что обсудить.

Если имеет смысл говорить о симпатиях и антипатиях, мои отчетливые симпатии здесь – на стороне протестного движения, которое не я первый стремлюсь решительно отделить от лидеров оппозиции. По-моему, гражданская активность в принципе не дорастает до политической фазы (языка целей), а вырождается в нее. Да, не опасные для властей митинги и марши – чисто символические поступки. Да, брезгливость и избирательность средств сами по себе никуда (отчетливо и быстро) не ведут. Но хочется верить, что традиционная мораль спасительна не только в религиозном плане, но и в сугубо земном.

Надо только додумать до конца, что целевая (корпоративная, партийная, «патриотическая») мораль – все-таки не мораль, а заменитель. И, как это ни смешно, лучшее будущее страны – чистоплюйство. Как хотите, а я попробую.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).