Двадцать с чем-то лет назад, когда Симон Кордонский еще не был Государственным советником 1 класса, а я не была главным научным сотрудником, мы нечасто встречались, но оживленно переписывались. Уже тогда в его «письмах из Сибири» просматривался подход, реализованный, в частности, в сборнике статей «Кристалл и кисель» (М., 2002) и развитый далее в его новой книге «Ресурсное государство» (М., 2007).
В одном из писем мой корреспондент рассказывал, как в Москве встретился с приятелем, который, будучи москвичом, отличался незнанием реалий столичной жизни. Мне запомнилась фраза «…Я показал ему валютных проституток у Центрального телеграфа …» – и далее перечислялись не менее красноречивые приметы московского быта безрадостного 1985 года.
В 1986 я долго и тяжело болела. Мне прописали облепиховое масло, продающееся нынче в любой аптеке; тогда в Москве оно было недоступно. С.К. по телефону попросил сообщить точную спецификацию: он раз в неделю бывает в бане вместе с N и NN и попытается масло достать. «Причем здесь баня?» – подумала я, не знавшая, что именно в бане и происходит то, что Кордонский обычно называет «решать проблемы».
И вот очередная книжка – не менее безжалостная, чем «Кристалл и кисель», не менее горькая, чем сохранившиеся у меня письма конца 80-х.
Мне всегда интересны тексты, которые могут быть прочитаны разными способами и с разных точек зрения. Книгу «Ресурсное государство» (серия статей С.Кордонского за последние десять лет) можно прочитать как язвительную сатиру на все наше государственное, социальное и бытовое устройство. Герои этой сатиры, вне зависимости от своих постов и званий, а также в отсутствие оных, озабочены исключительно максимизацией своей выгоды. Они не просто жадны – они ненасытны. А поскольку они обитают в государстве, где деньги – не деньги, товар – не товар, законы – не законы, и единственным реальным благом являются ресурсы, то содержанием жизни и является война за ресурсы.
Право, Симону Кордонскому был бы очень к лицу парик старика Свифта!
Книгу Кордонского можно читать и другим способом: ведь это трезвая и вместе с тем страстная аналитика скрытых механизмов нашей российской жизни, где каждый отдельный человек вынужден заниматься ежечасным «решением проблем», потому что опять-таки деньги – не деньги, товар – не товар, законы – не законы, а экономическая реальность не описывается ни неоинституционалистами, ни... – короче говоря, в научных категориях эта реальность пока вообще толком не описывается, да и только (Кордонский уважительно относится к работам О.Э.Бессоновой и предложенному в них термину «раздаточная экономика»; мне они также показались дельными).
Ресурсы по Кордонскому – это такие блага, материализация которых зависит от влиятельности держателя ресурса: в чисто техническом смысле ресурсом могут быть и деньги, и земля, и недра, но главное здесь – властные полномочия, которые обеспечивают превращение потенциального ресурса в реальные блага. Соответственно, и они в свою очередь являются предметом торга.
Вообразите, например, что у автора данного текста в кубышке есть сумма, достаточная для организации независимого телеканала. В отсутствие даже намека на возможность столь экстравагантного использования содержимого кубышки, можно сказать, что автор обладает сокровищем – но никоим образом не капиталом, поскольку его возможность освоить указанный ресурс равна нулю.
В нашей сегодняшней жизни, чтобы приобрести уже не облепиховое масло, но столь же примитивное «успокоительное», нужно что? – вовсе не рецепт, как вы могли по неопытности подумать. И даже не деньги на визит к врачу: частнопрактикующий врач не имеет права выписать рецепт требуемого образца, хотя нужная вам фитюлька не сложнее и не вреднее валерьянки. Тут тоже нужен ресурс: например, дружеские отношения с соседом по даче, у которого дочь замужем за невропатологом, работающим в муниципальной поликлинике. А взамен вы поспособствуете, чтобы внучку вашего соседа без очереди определили в детсад (это ваш ресурс: даром, что ли, зав. детсадом училась в педвузе по вашим учебникам?)
Вот в бане вы и обговорите эти нехитрые трансакции, без которых в России не совершается ничего, разве что вы готовы ждать месяцами и годами, имея законное право получить необходимое немедленно – будь то вывоз музейного экспоната на официальную выставку, оформление загранпаспорта или разрешение на строительство гаража.
Что уж говорить о масштабных решениях, затрагивающих интересы многих граждан сразу!...
Принять или отвергнуть проект Нормана Фостера?
Сохранять, несмотря на травматизм, турникеты в наземном общественном транспорте?
Выделить отдельной строкой бюджета вагон денег на ЕГЭ ?
А вот и еще интересный способ перераспределения ресурсов: всеобщее обязательное 11–летнее обучение.
Желающие легко продолжат этот список.
Сколь бы высоко мы ни поднимали взор, мы упираемся в то, что главное, чем заняты наши сограждане – это «решение проблем» путем борьбы за ресурсы. Действия, именуемые «распил» и «откат», не описываются в терминах экономической науки, но, согласитесь, баня, функционально заменяющая как минимум две ветви власти, тоже – странным образом! – не описана ни одной экономической или политической теорией.
Есть еще и третий способ прочтения обсуждаемой книги – это проницательные очерки нашего с вами быта, где реальности (как «должно быть») противопоставлена действительность, увиденная трезвым взглядом полевого социолога (как все обстоит на самом деле).
Быт 50 миллионов домохозяйств, владеющих 40 миллионами дачных и приусадебных участков, – это особый мир, который в терминах Кордонского описывается как существующий на самом деле. Та реальность, где случаются выборы, якобы борьба якобы политических партий, где происходит принятие или непринятие очередного закона в очередном чтении; где Конституционный Суд, изгнав бесценный Исторический Архив из зданий Сената и Синода, по непонятным причинам должен перебраться из столицы в Питер, – эта реальность никак не соотносится с миром «на самом деле».
В мире «на самом деле» обыватель умудряется худо-бедно укрыться от государства с его непонятными намерениями; там ценится осведомленность в курсе доллара и ценах на водку, но едва ли кто согласится с необходимостью налогов как таковых – ведь главная задача сетей, весьма исправно функционирующих в сфере «на самом деле» – это защититься от любых притязаний и ограничений сверху.
В мире «на самом деле» стороны заранее полагают себя договороспособными: регулятором отношений выступает обоюдная выгода согласно принципу «доллар – он и в Африке доллар». И вот на ваш довольно скудный дачный участок раз в неделю приезжает мусоровоз, забирает большой контейнер с отходами и оставляет вам такой же – притом чисто вымытый. Туда же с недавнего времени приезжает не невзрачная автолавка, а фирменная машина сетевого супермаркета – закажите по мобильнику или по Интернету что душе угодно, от гречневой крупы до садовой лопатки; назавтра вам это доставят, причем за весьма скромную сумму.
Однако электричество по-прежнему находится «в реальности» – то есть у государства, что побуждает граждан упрямо защищать свое «на самом деле», приобретая в индивидуальном порядке генераторы и почти промышленные стабилизаторы напряжения. В поисках решения этой и подобных задач возникают всамделишные сообщества лиц, объединенных необходимостью «решать проблемы» – жаль, что эти протоинституты гражданского общества неинтересны теоретикам.
В книге Кордонского есть еще одна доминанта – это политическая актуальность российской истории и поиск объяснения ее специфической и неустранимой цикличности. Думаю, эта линия рассуждений вызовет наиболее острую полемику и побудит автора кое-что углубить… С нетерпением жду.