В четверг утром патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и первоиерарх Зарубежной церкви митрополит Лавр подписали исторический документ – «Акт о каноническом общении» между Московским патриархатом и Русской зарубежной церковью. Первое совместное богослужение было приурочено к Празднику Вознесения.
Церемония проходила в храме Христа Спасителя в присутствии президента РФ Владимира Путина. Также присутствовали мэр Москвы Юрий Лужков, глава «РЖД» Владимир Якунин, первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, депутаты от украинской Партии регионов и Верховного Совета Крыма, несколько тысяч паломников, в том числе из-за рубежа, и около 500 журналистов.
У открытых Царских врат алтаря был установлен столик с двумя экземплярами Акта. Под документом размашисто подписался ручкой с зелеными (зеленый – цвет патриаршества) чернилами патриарх Алексий. Одновременно с ним утвердил документ и первоиерарх Зарубежной церкви митрополит Лавр. После этого патриарх Алексий и митрополит Лавр троекратно поцеловались, а митрополит Лавр поцеловал патриарху руку, признавая его более высокое положение.
Затем патриарх Алексий преподнес Владимиру Путину подарок за его вклад в объединение церквей – ларец, в котором лежал складень с изображением Святой Троицы. «Пусть он остается у Вас на память о сегодняшнем дне, который всех нас объединил», – сказал патриарх президенту. Путин троекратно поцеловался с партиархом Алексием и митрополитом Лавром.
Президент сказал, что теперь в российском обществе «нет больше почвы для изжившей себя трагедии, для изжившего себя противостояния». После этого в храме началась первая совместная литургия РПЦ и РПЦЗ.
Подписание акта формально восстанавливает единство Русской православной церкви, которая была разделена более 80 лет. Теперь священнослужители двух ветвей русского православия смогут проводить совместные богослужения, а верующие – причащаться на литургии из одной Чаши. Согласно Акту, Зарубежная церковь является «неотъемлемой самоуправляемой частью» РПЦ и признает ее главенство. РПЦЗ сохранит самостоятельность в административных, гражданских, имущественных и хозяйственных делах. В свою очередь, Московская патриархия не будет вмешиваться в повседневную церковную жизнь Зарубежной церкви, но получит право одобрять назначение представителей ее верховного духовенства.
Впрочем, ряд зарубежных наблюдателей предсказывают, что после воссоединения Русская зарубежная церковь не сможет оставаться самоуправляемой и с течением времени растворится в Московском патриархате.
Отметим, что восстановление единства русского православия одобряют не все зарубежные клирики. Многие священники и миряне РПЦЗ не готовы преодолеть недоверие к «красной церкви». Разделение Русской церкви произошло в 1927 году. После того, как митрополит Сергий призвал проявить лояльность к советской власти, священнослужители-эмигранты отказались подчиняться Московскому патриархату. Тогда патриарх России Тихон разрешил отдельное существование Зарубежной церкви до тех пор, пока церковь в России не избавится от «безбожной власти».
Сейчас сторонники слияния церквей говорят, что основные препятствия к евхаристическому общению сняты: «безбожная власть» пала, а убитый большевиками император Николай II и его семья причислены к лику святых. Поэтому объединение «церквей-сестер» станет символом возвращения страны к ее дореволюционному величию.
Противники объединения, рупором которых стал глава Южноамериканской епархии протоиерей Георгий Петренко, упрекают Московский патриархат в том, что он так и не выполнил до конца все условия, поставленные «зарубежниками». А именно не осудил «ересь экуменизма» и «грех сергианства» – соответственно сотрудничество с Всемирным советом церквей и большевиками.
Накануне консультант переговорной комиссии РПЦЗ иерей Николай Савченко сказал «Коммерсанту», что в настоящее время около 20-25% клириков и мирян Русской зарубежной церкви выступают против объединения с РПЦ. По словам Савчено, примерно через год в РПЦЗ может произойти раскол, если РПЦ не откажется от экуменизма, то есть движения за объединение всех христианских церквей, что подразумевает выход РПЦ из Всемирного совета церквей.
Это заявление вызвало довольно резкую реакцию со стороны РПЦ. Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев заявил, что сегодня «процентов восемьдесят-девяносто верующих РПЦЗ составляют люди, уехавшие из России в 1990-е годы, а отнюдь не потомки тех, кто уехал в годы революции». «Именно они заставили священников и епископов Зарубежной церкви переменить свое отношение к России и ее церковной жизни. Так что уже из этого следует, что никакой трети диссидентов там быть просто не может», – отметил Кураев. Он призвал газету опубликовать 18 мая – на следующий день после подписания Акта о каноническом общении, официальные извинения за опубликованные сведения.