По взлетно-посадочной полосе аэропорта «Внуково» в момент вылета самолета Falcon главы корпорации Total Кристофа де Маржери бесконтрольно ездили не одна, а две снегоуборочные машины. Одна из них проскочила перед самым носом разгоняющегося лайнера, а вторую самолет задел крылом на взлете, сообщает «Коммерсантъ».
Вечером 23 октября Межгосударственный авиакомитет (МАК) рассказал о первых выводах экспертов, которые занимаются расследованием авиакатастрофы. По словам руководителя спецкомиссии МАК Алексея Морозова, когда диспетчеры «Внуково» дали разрешение экипажу Falcon на взлет, взлетно-посадочная полоса (ВПП) была свободна. Но уже через 10 секунд система контроля зафиксировала движение снегоочистителя по левой границе ВПП в сторону так называемой крестовины. Именно в районе крестовины — на пересечении двух ВПП — Falcon и столкнулся со снегоуборщиком под управлением 60-летнего Владимира Мартыненко.
Диспетчеры называли появление машин на ВПП «несанкционированным вторжением», за которое их коллеги не должны нести ответственность, так как фактически уже предпринять ничего не могли.
Представители МАК пояснили, что при начале разгона пилоты Falcon не видели никаких препятствий на полосе, а заметили их позже.
«Через 14 секунд после начала движения самолета экипаж увидел предмет, который был идентифицирован как машина, пересекающая дорогу»,— пояснил Морозов.
По его словам, это не вызвало у пилотов подозрений, и самолет продолжил движение, а еще примерно через 14 секунд лайнер столкнулся со снегоочистителем.
«Экипаж увидел снегоочиститель непосредственно перед столкновением», — пояснил Морозов. По его словам, Falcon в этот момент уже набрал скорость почти в 250 км/ч и оторвался от земли. Морозов добавил, что до самого крушения все системы самолета работали в штатном режиме.
Источник газеты, близкий к расследованию, фактически подтвердил слова представителей МАК. По его данным, диспетчеры знали, что на полосе N2 работают снегоуборочные машины с автомобильным ковриком, выполняя сушку полос и рулежных дорожек. Операторы двух машин обнаружили недалеко от ВПП, пересекающейся с полосой, на которой находился Falcon, несколько неработающих сигнальных фонарей. Зная, что в конце этой ВПП находились электрики, водители, работавшие в паре, решили отвезти им поломанную осветительную технику. Возвращаясь обратно, они и пересекли ВПП N1, на которой Falcon уже начал разгон.
Таким образом, МАК установил обстоятельства катастрофы, а ее непосредственных виновников предстоит определить Следственному комитету и суду.
Кроме того, в пятницу СМИ также сообщили о том, что следователи получили информацию о неполной работе локатора Terma Scanter 2001, с помощью которого можно установить точное местоположение в аэропорту как самолетов, так и автомобилей технических служб. По данным «Известий», информацию о происходящем на летном поле диспетчеры получали не в полном объеме из-за того, что на локаторе установлена лишь одна антенна вместо положенных двух.
По информации следователей, в ночь на 21 октября, когда произошла авиакатастрофа, злополучная снегоуборочная машина все же отображалась на мониторах у диспетчеров. Однако сами они говорят, что сигнал о нахождении снегоуборщика на ВПП появился на мониторе лишь за шесть секунд до его столкновения с самолетом Falcon, и за это время предотвратить катастрофу было нереально.
Отметим, что водитель снегоуборочной машины, житель Одинцовского района Подмосковья Владимир Мартыненко в четверг был арестован судом до 21 декабря. При этом адвокаты в очередной раз опровергли выводы следствия о том, что водитель был пьян, заявив, что у него не брали на исследование ни кровь, ни мочу. Защита предложила освободить Мартыненко под залог в миллион рублей, однако суд принял решение об аресте.
«Я знаю, что причастен к происшествию. Но также знаю, что никогда не сбегу, потому что мне некуда бежать и скрывать нечего. Мне и так тяжело. А в заключении будет еще тяжелее»,— сказал сам обвиняемый.
Кроме того, в ночь на четверг следователи задержали руководителя полетов аэропорта Романа Дунаева, диспетчера-инструктора Александра Круглова, диспетчера-стажера Светлану Кривсун и ведущего инженера аэродромной службы Внуково Владимира Леденева. Первые трое отвечали за безопасность движения в воздухе и на ВПП, а инженер занимался вопросами уборки взлетного поля и поддержания его в нужном состоянии. Следствие считает, что все четверо плохо взаимодействовали между собой, не выполняя свои должностные инструкции, что и привело к несанкционированному появлению транспорта на ВПП.
В свою очередь, «трудовой коллектив авиадиспетчеров» Внуково разместил в твиттере открытое письмо к главе СКР Александру Бастрыкину, потребовав «немедленно освободить коллег из-под стражи».
Коллеги задержанных утверждали, что диспетчеров допрашивали в помещении Внуковского центра обслуживания воздушного движения практически без перерыва в течение 48 часов, не давая ни есть, ни спать, и не допуская к ним адвокатов. В результате стажерке Светлане Кривсун, по словам коллег, стало плохо, и ей даже вызывали скорую. В ночь на четверг всех троих сотрудников, «истощенных морально и физически», в наручниках вывели из центра и отправили в ИВС.
Руководитель юрслужбы ФПАД Олег Бабич заявил, что профсоюз начинает «всероссийскую и международную компанию солидарности» для освобождения задержанных. По его словам, само задержание было необоснованно, так как диспетчеры не уклонялись от общения со следствием, но с ними «поступили, как с опасными преступниками».
«В их действиях в принципе нет состава преступления, но СКР надо показать, как он роет землю в расследовании, приобретшем мировой уровень»,— уверен Бабич.
Один из сотрудников «Внуково» также заявил, что не понимает, почему задержали начинающего диспетчера Светлану Кривсун. По его словам, Светлана стала стажером только в августе этого года, поэтому ей, как новичку, доверяли самую простую работу, и в день катастрофы она была диспетчером старта. Источник подчеркнул, что стажер не принимает никаких решений и не отдает приказов, а вся ответственность лежит на диспетчере-инструкторе, которыми обычно становятся специалисты экстра-класса.
В свою очередь, официальный представитель СКР Владимир Маркин категорически опроверг слова диспетчеров. Он отметил, что диспетчерам было предложено самим приехать в СКР для дачи показаний, причем за ними даже готовы были прислать транспорт, однако они отказались, а потому следователям пришлось приехать во «Внуково», допросить их в присутствии адвокатов, а потом и задержать.
Крушение Falcon во «Внуково» повлекло за собой и первые увольнения в руководстве аэропорта: 23 октября в отставку ушли гендиректор ОАО «Международный аэропорт Внуково» Андрей Дьяков и его заместитель Сергей Солнцев. Данное решение утвердил совет директоров компании. Кроме того, от выполнения служебных обязанностей отстранены сменный директор аэропорта, начальник подразделения эксплуатации аэродрома и ведущий инженер-руководитель смены.
Отметим, что Дьяков работал во Внуково 18 лет, а «Международный аэропорт Внуково» он возглавил в 2005 году.
Впрочем, источники газеты в отрасли предположили, что этими увольнениями дело не закончится. По их данным, в отставку может уйти гендиректор ОАО «Аэропорт Внуково» Василий Александров. Более того, могут последовать отставки высокопоставленных чиновников в ведомствах, курирующих гражданскую авиацию.
Самолет Falcon-50EX в ночь на 21 октября должен был выполнить рейс из «Внуково-3» в Париж. Лайнер принадлежал французской авиакомпании Unijet и на его борту находились четверо человек – два пилота, стюардесса и глава нефтегазовой компании Total 63-летний Кристоф де Маржери. В результате авиакатастрофы все они погибли.
Учитывая статус де Маржери и самого аэропорта, расследование данного дела поручено следователю СКР Михаилу Гуревичу, ранее занимавшемуся выяснением обстоятельств крушения польского «борта N1» с президентом Лехом Качиньским.
Кроме того, свою проверку начали сотрудники Генпрокуратуры, ФСБ и ФСО, ведь аэропорт «Внуково» и особенно терминал «Внуково-3» часто используется первыми лицами как России, так и главами делегаций из других стран.
В связи с тем, что все погибшие были гражданами Франции, к расследованию причин трагедии привлечены не только российские эксперты. Расшифровка бортовых самописцев будет проводиться с участием специалистов BEA (полномочного органа Франции по расследованию авиапроисшествий), компании Dassault (разработчика самолета) и Unijet (авиакомпании-эксплуатанта).
Отметим, что прокуратура Парижа уже возбудила по факту крушения свое уголовное дело по статье «непредумышленное убийство».